Aklaypart.ru

Авто Журнал
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

В каком танке вертолетный двигатель

Основной боевой танк Т-80 разрабатывался с 1968 года в СКБ-2 Кировского завода, как дальнейшее развитие основного танка Т-64. Первоначально, планировалось просто заменить дизельную силовую установку оригинала на газотурбинный двигатель ГТД-1000Т мощностью 1000 л.с. конструкции В.Я.Климова, и именно в таком виде первый прототип Т-80, «объект 219 сп 1», был изготовлен в 1969 году.

Однако изменение массо-габаритных и динамических характеристик танка по сравнению с оригиналом было слишком серьезным, поэтому уже для второго прототипа «объект 219 сп 2» была разработана более совершенная ходовая часть, и башня новой формы. Фактически, это был уже принципиально другой танк, сходство которого с Т-64 в основном касалось пушки с механизмом заряжания, а также отдельных конструктивных элементов.

6 августа 1976 году основной танк Т-80 был принят на вооружение СССР, став первым в мире серийным танком с газотурбинной силовой установкой, а также первым в мире основным танком с противоснарядной динамической защитой.

Чертеж основного танка Т-80УД

Производство Т-80 было развернуто:

  • На кировском заводе (ЛКЗ), с 1976 по 1990 г.г.
  • На «омсктрансмаше» (ОЗТМ), с 1985 по 1998 г.г. выпускалась модификация Т-80У
  • На харьковском заводе им.Малышева (ХЗТМ), с 1985 по 1991 г.г., выпускалась модификация Т-80УД (дизельный).

Всего было изготовлено примерно 10000 танков Т-80 всех модификаций. Танк экспортировался за рубеж, и в настоящее время состоит на вооружении армии Российской Федерации. Из стран эксплуатантов можно выделить:

  • Россия (около 4 тысяч Т-80, большая часть на хранении).
  • Ангола (число неизвестно).
  • Белоруссия (около 70 машин).
  • Йемен (поставлено 66 Т-80).
  • Кипр (поставлено 82 танка).
  • КНДР (около 80 танков Т-80У).
  • Пакистан (поставлено 320 танков Т-80УД).
  • Узбекистан (число неизвестно, модификация Т-80БВ).
  • Украина (на хранении на 2013 г. находилось 165 танков Т-80).
  • Великобритания и США, получили от Украины некоторое количество Т-80.

Создание

Идея замены привычного дизельного двигателя на газотурбинную силовую установку (ГТД) витала в воздухе ещё с 1948 года, когда Старостенко проектировал тяжёлый танк с таким двигателем, к ней вернулись в 1955 году Чистяков и Оглоблин, разрабатывая Объект 278, а в 1957 году появились на свет первые образцы ГТД-1 мощностью 1000 л.с.

Но все эти танки так и остались проектами, и из-за курса правительства на новое вооружение, и из-за несовершенства тогдашних турбин.

Лишь в 1963 году была выпущена газотурбинная версия Т-64Т, получившая вертолётный ГТД мощностью 700 л.с. Инженеры ожидаемо столкнулись с проблемой очистки воздуха, которая доставляет хлопоты и в наши дни.

Из-за разработки США и Германией МВТ-70 было принято решение создать новый танк, превосходящий западный образец. Указ об этом подписали 16 апреля 1968 года.

В 1969 году появился Объект 219сп1, схожий с Т-64Т, но имевший ГДТ-1000Т, развивающий 1000 л.с., Объект 219сп2 получил глубоко усовершенствованную ходовую часть и башню, а 6 июля 1976 года, через 7 лет доработки, на свет появился и был принят на вооружение ОБТ Т-80.

Конструкционные особенности и изменения

Хотя Т-80 был, по факту, переделанной «шестьдесят четвёркой», изменений в его конструкции предостаточно, и касается она не только двигателя. Компоновку оставили прежней – классической, экипаж состоит из трех человек. Зато механик-водитель обзавелся сразу тремя смотровыми приборами, хотя ранее располагал всего одним.

В отличии от предшественников конструкторы добавили возможность обогрева его места теплым воздухом из компрессора турбины.

Корпус у Т-80 по-прежнему был сварным. Угол наклона его лобовой детали тоже решено было не менять – он остался равен 68°. Защита экипажа дифференцирована, лобовые части корпуса техники состоят из многослойного комбинированного бронирования. Материалы – сталь вместе с керамикой. Остальная броня стальная, с разнообразными углами наклона и толщиной. Борта покрыты специальными защитными экранами, из армированной резины, данное решение позволило улучшить защиту от кумулятивных снарядов.

Внутри техники присутствует полимерный подбой, выполняющий несколько функций. При пробитии брони кинетическими снарядами, подбой уменьшает разлет осколков внутри машины, тем самым повышая защиту экипажа. Вторая функция – снижение воздействия гамма излучения. Для предотвращения облучения на радиоактивных участках местности, под сиденье механика-водителя конструкторами была установлена специальная плита. Масса танка варьируется в зависимости от модификаций — от 42 до 46 тонн.

Башня изначально у Т-80 была литая, с толщиной в 450 мм в самом толстом месте. В 1985 году была проведена замена на более современную, сварную с меньшим количеством уязвимых зон. После модернизации присутствует возможность крепления динамической защиты «Контакт-1/2» и «Кактус». Конструкторы разместили оборудование подводного вождения танка на корме башни, таким способом прикрыв отсек МТО и обеспечив ему дополнительную защиту.

Танк Т-80 — видео

За счет усиления бронирования масса танка возросла до 42 тонн, но двигатель ГТД-1000Т мощностью 1000 л. с. обеспечил Т-80 скорость 70 км/ч. Это была рекордная скорость для боевых машин с такой массой. В конструкции Т-80 использованы агрегаты танка Т-64А: 125-мм гладкоствольная пушка с гидроэлектромеханическим автоматом заряжания, оптический прицел-дальномер ТПД-2-49, боеприпасы, элементы бронезащиты. Пушка снабжена теплозащитным кожухом ствола. От Т-72 новый танк заимствовал ходовую часть — из-за повышения динамических качеств машины опорные катки стали меньшего диаметра, а беговые дорожки гусениц были обрезинены.
Подобно Т-64, в 1978 году танк получил комплекс управляемого вооружения «Кобра» и систему управления огнем, состоящую из лазерного прицела-дальномера 1Г42, баллистического вычислителя 1В517, стабилизатора 2Э26М и других элементов. Это дало возможность подрывать осколочно-фугасные снаряды в самой выгодной точке траектории. Кроме того, комплекс обеспечивал поражение танков противника управляемой ракетой «Кобра» на дальности 4 км с вероятностью 80%.

Танк Т-80БВ

В 1985 году многие советские танки получили в обозначении дополнительную букву В, что говорило об установке на них системы динамической защиты. Множество прямоугольных коробочек, покрывающих башню, корпус и борта танка, содержали небольшие заряды специального взрывчатого вещества. При попадании в коробочку кумулятивного снаряда противника она детонировала и сводила эффективность снаряда к нулю.

Танк Т-80У

В том же году был запущен в серийное производство Т-80У с комплексом управляемого вооружения «Рефлекс», двигателем ГТД-1250 мощностью 1250 л.с. и усовершенствованной многослойной комбинированной броней с встроенной динамической защитой. Пушка 2А46-М1 и система управления оружием «Иртыш» (лазерный прицел-дальномер 1Г46, электронный баллистический вычислитель, стабилизатор 2Э42 и др.) увеличили дальность поражения танков противника до 5 км.

Танк Т-80УД

С 1987 года стали выпускать Т-80УД с дизельным двигателем 6ТД мощностью 1000 л. с. вместо газотурбинного. Этот танк был лучше приспособлен к боевым действиям в пустыне, где воздух насыщен пылью. На ранних Т-80 двигатели имели малый ресурс в таких условиях из-за повышенного износа от воздействия песчаной пыли.

Танк Т-80УМ

Последним вариантом танка стал Т-80УМ образца 1992 года, оборудованный тепловизионным прибором наблюдения и прицеливания «Агава-2», радиопоглощающим покрытием, а также комплексом активной защиты «Арена» (Т-80УМ1). Т-80 начали поступать в западные военные округа и зарубежные группы войск в конце 70-х годов и в составе Советской Армии участия в боевых действиях не принимали, но Россия использовала эти танки в чеченском военном конфликте.

Гроза народных депутатов: тест-драйв танка Т-80

В танке Т-80 необычно почти всё: газодизельный двигатель, расход топлива, скорость, отсутствие жёсткой механической связи между мотором и ведущими катками… И теснота. Самой сложной задачей в Т-80 оказалось попасть на место механика-водителя, а вот нечаянно заглохнуть тут просто невозможно. И это тоже необычно. И то, что первый заметный “боевой” опыт эти танки получили только во время обстрела ими же здания Верховного Совета Российской Федерации с народными депутатами внутри, тоже интересно.

Читать еще:  2mz что за двигатель

А ну-ка быстро!

Ч тобы там ни говорили, но танк — это всего-лишь пушка на колёсах. Точнее, на гусеницах. Да, эта пушка обвешана бронёй и другими средствами защиты, она может стрелять на ходу, защищать экипаж, её учат “видеть” ночью и другим интересным штукам. Но задача у неё одна: уничтожить как можно больше других таких же пушек и людей внутри них.

Поэтому от каждого нового танка обычно требуют одно и то же: уметь дырявить броню техники других стран. Наши танки должны быть в состоянии угробить любой танк НАТО, а любой танк НАТО — размолотить наш танк. Поэтому часто основное внимание при проектировании танка уделяют его вооружению, и уже затем — защите. С Т-80 получилось несколько иначе: от него в первую очередь требовали. скорость!

С 1969 по 1980 год основным танком Советской армии был Т-64А. Его скорость по шоссе составляла 45-50 км/ч. Если в начале 70-х это было нормальным, то к началу 80-х такая скорость оказалась уже слишком низкой. И это несмотря на то, что дизель 5ТД был разработан специально для этого танка и был по тем временам достаточно продвинутым (700 л.с., 2 050 Нм при всего 13,5 л объёма). Увеличить скорость можно было только одним способом — изобретать принципиально новый мотор. Учитывая среднюю массу танков такого типа в 40 тонн, новый двигатель должен был быть мощнее предыдущего на очень приличную величину.

Ещё в 1957 году на Кировском заводе построили опытный “объект 278” — машину с газотурбинным двигателем ГТД-1 мощностью 1 000 л.с. Но конструкция оказалась сырой, отчего проект так и остался проектом.

Задолго до начала проектирования Т-80 (на то время — “объект 219”) советским конструкторам пришла в голову просто невероятная идея поставить в танк двигатель от вертолёта. Нет, ну а что: тут и хорошая мощность, и надёжность… Такой танк сделали. Это была модификация Т-64Т с ГТД-3ТЛ (700 л.с.) Но и это чудо техники надежд не оправдало: оно слишком сильно тряслось от вибраций вертолётного мотора, жрало слишком много горючего, а места для экипажа практически не осталось вовсе. К тому же выяснилось, что из-за роста скорости почти до 60 км/ч (а это было очень хорошим показателем), танк придётся переделывать полностью: не справлялись трансмиссия и ходовая часть. Волей-неволей (точнее, совместным по­становлением ЦК КПСС и Совета министров СССР) конструкторам пришлось засесть за проектирование принципиально нового танка. Но обязательно — с газотурбинным двигателем.

Разработка и испытания нового танка затянулись на семь лет, и готов он был только к 1976 году. Выпуск первого в мире газотурбинного танка наладили на том же Кировском заводе.

Вот так и получилось, что танк стал быстрее, хотя и вооружение, и часть брони Т-80 всё-таки унаследовал от Т-64А.

Всё наоборот

К чему сейчас стремятся практически все автопроизводители? Кроме получения прибыли, конечно же? Да, все хотят сделать машину, которая внутри покажется больше, чем снаружи. У производителя танка такой мысли не было.

Снаружи танк и вправду получился большим: семь метров длиной (по корпусу, без пушки) и 3,5 — в ширину. Внутри всё обстоит иначе.

В башне сидят два человека: командир и наводчик. Само собой, в бою голову из танка лучше не высовывать, поэтому их места оборудованы перископами, а место наводчика — ещё и прицелом ТПД-2-49 со стереоскопическим оптичес­ким дальномером. Кроме того командир может пострелять и сам. Для этого у него есть 12,7-мм пулемёт НСВТ “Утёс”. Правда, для этого ему придётся высовываться из своего люка.

Прежде чем попытаться проникнуть на место мехвода, посмотрим танк снаружи.

Железо, бревно и пыль

Ещё внимание привлекает непонятного вида труба, стоящая горизонтально на корме. Это — комплект оборудования подводного вождения танка (ОПВТ). Да, этот танк может ездить на глубине до пяти метров, хотя военные почему-то это называют бродом. Для этого надо установить комплект, который по большому счёту нужен только для забора воздуха. А воздух тут — это вопрос жизни и смерти.

Есть у американцев такой танк — M1 Abrams. Дружелюбные солдаты с его помощью распространяли демократию почти по всему миру. Например, в Персидском заливе. В основном он там воевал с иракскими Т-55 и Т-72, причём с последними — с трудом. Так вот у этого танка тоже газотурбинный мотор. И в песках он показал себя плохо: пыль и песок, попадающие в турбины, убивали мотор очень и очень быстро. А пока ГТД был ещё жив, американским военным приходилось постоянно очищать от песка бумажные воздушные фильтры. В итоге испытание пустыней Абрамсы не прошли. А вот у Т-80 система забора и фильтрации воздуха сделана совсем иначе. Во-первых, тут стоит блок воздухоочистителя инерционного типа (а не фильтр, как на Абрамсе). И только после него воздух проходит через воздушные фильтры соплового аппарата турбины высокого давления. Во-вторых, пыль отсасывается двумя вентиляторами. Есть ещё одна мера предосторожности на тот случай, если пыль или песок всё-таки попадут в мотор. Точнее, две — система сдува пыли и система вибрационной очистки. Первая выдувает пыль из межлопаточных каналов рабочих колес компрессоров, а вторая очищает корпус и лопатки соплового аппарата турбины в том случае, если пыль в камере сгорания уже расплавилась. А она это сделать может — температура тут поднимается далеко за 1 000 С.

А где же тормоз?

Сиденье водителя выглядит неказисто. Но мы же в танке, тут мелочей не бывает… Поэтому в сиденье есть вставки, которые прикрывают мехвода снизу от возможного гамма-излучения при передвижении по заражённому участку. Кстати, такую же функцию несут в себе и топливные баки, установленные внутри корпуса. Итак, вот оно — место водителя. Обзор здесь получше, чем в Т-62, да и сидишь прямо по центру, а не слева, но… Но всё равно почти ничего не видно. Из удобств — вентилятор перед лицом. Что ж, хоть за это спасибо.

Попробуем сочетать практику с теорией. И начнём с того, что хотя педали три, это не совсем привычные нам сцепление, тормоз и газ. Тут всё сложнее. Классического сцепления тут нет вообще. Бортовых планетарных коробок передач вообще две, а рычаг КПП — один. И всё-таки при разгоне эти 42 тонны валят так, что в кресло вдавливает, особенно на нижних передачах.

Левая педаль — это педаль РСА (регулируемого соплового аппарата). Он изменяет частоту вращения свободной турбины за счёт изменения угла поворотных лопаток в проточной части двигателя перед её рабочим колесом. Свободная турбина через редуктор соединена с трансмиссией. Эту педаль используем и как сцепление, чтобы включить передачу, и с её же помощью тормозим двигателем. Прежде чем включить передачу (две коробки, по одной на каждой борт, управляются одним “рычагом избирателя скорости”, перемещаемым по гребёнке), педаль надо выжить. Лопатки РСА встают в такой угол, при котором турбина переходит в режим нулевой мощности. Кстати, вот это отсутствие жёсткой механической связи мотора с коробкой передач и не даёт танку заглохнуть, даже если упереть его в стену. Так, отпускаем педаль и удивляемся. Танк едет не сразу, а с небольшой задержкой. Отчего она появляется — я точно сказать не могу. Зато потом…

Читать еще:  3gr двигатель технические характеристики

Разгон у танка очень резвый! А по сравнению с дизельным — и не такой шумный. Если слушать танк, встав позади него — да, это грохот свалки на Чудском озере. А с других сторон и даже внутри громче всего слышны вопли турбин. И ещё одна особенность — это лёгкие рычаги управления поворотом. Они с гидросервоприводами, и тянуть их со всей дури не надо. А вот понимать, как они работают, просто обязательно.

Со стороны алгоритм кажется сложным. Если рычаг потянуть не сильно, то передача с этого борта просто выключится. Тянем дальше — радиус поворота сокращается за счёт пробуксовки фрикционов включения. И если этого мало, тянем ещё. Теперь бортовая коробка скидывает на одну передачу вниз. И всё это происходит очень плавно. Настолько, что не зная, что происходит с механизмами, их работу не замечаешь. Понятно, что на месте танк можно развернуть только на первой передаче. Ну, или задней. Кстати, всего передних передач четыре, задняя — одна.

Так же, как и Т-62, Т-80 радует очень плавным ходом. Тут стоит похожая индивидуальная торсион­ная подвеска с гидравлическими телескопическими амортизаторами двухстороннего действия. А вдобавок — гусеницы с резиновыми бего­выми дорожками и резинометаллическими шарнирами. Они не только обеспечивают неожиданный от танка комфорт, но ещё и не так сильно шумят.

Ложки дёгтя

Во-вторых, его ресурс всё-таки здорово ограничен. Он расходует столько воздуха ( до 4 кг/с) , что как его не очищай, пыль внутрь всё-таки попадает. И турбина изнашивается достаточно быстро. Приплюсуем сюда первый недостаток и грустно вздохнём. Правда, турбину можно заменить отдельно. В-третьих, этот мотор чудовищно дорогой в производстве. За его цену можно купить десяток дизелей. И, наконец, последнее. Гигантский расход топлива сильно сокращает запас хода. У Т-80 по шоссе он составляет около 350 километров, а у того же Т-64А он может достигать 700 км. Правда, максимальная скорость Т-64А по шоссе около 55 км/ч, а у Т-80 по паспорту 70, а по факту — все 100.

  • Активные темы

Поделиться119-06-2019 14:15:24

  • Автор: Armaleit
  • Супермодератор
  • Зарегистрирован : 21-03-2017
  • Сообщений: 90
  • Уважение: +5
  • Провел на форуме:
    1 день 6 часов
  • Последний визит:
    26-02-2020 23:31:16

Ранее, начиная с конца 90-х, по экономическим причинам Т-80БВ стали постепенно списывать из рядов российской армии, но недавно, при формировании арктических подразделений снова стали идти в войска. Сейчас они снова списываются, заменяясь на Т-80БВМ. Непонятна ситуация с БВ на Дальнем Востоке – информации оттуда кот наплакал. Так что пока можно говорить с уверенностью только то, что у нас их около 200-300 машин у морпехов, в Кантемировской дивизии и на Дальнем Востоке и поставки продолжаются — только в конце 2018 — начале 2019 армия получили 160 (скорее 164) Т-80БВ.

Т-80БВ Кантемировской дивизии

Вооружение

По своему основному составу соответствует Т-72Б – 125-мм гладкоствольная пушка 2А46М-1 (от 2А46М отличается тем, что заряжание идёт с помощью МЗ, а не АЗ) со спаренным ПКТ и КУВ (только на Т-80Б стоит 9К112-1) и ЗПУ с Утёсом. А теперь по порядку. Наличие МЗ имеет свои плюсы – БК первой очереди составляет 28 выстрелов – рекордное на сегодня количество, да и перезарядка несколько быстрее (хотя большую роль в скорострельности играет наличие СУО). Сам БК составляет 38 выстрелов (меньше, чем у Т-72, но в бою всё равно мало кто возит снаряды вне карусели). Углы наведения по вертикале аналогичны 72-кам.

Пулемётное вооружение, аналогичное по комплектности, незначительно уступает 72-кам. Причина – боезапас спаренного пулемёта всего 1250 патронов. Это рекордно малый БК среди ОБТ. Возможности зенитного вооружения аналогичны.

Схема КУВ 9К112-1

В отличие от Т-72 и Т-64, на 80-ках денег не экономили и все машины оснащены ракетным вооружением. КУВ 9К112-1 обеспечивает стрельбу ракетами 9М112М с БЧ 9Н124, имеющей пробиваемость порядка 600-650 мм гомогенной брони, на 4 км с управлением по радиоканалу. В отличие от КУВ с лазерным наведением, где всё встроено в прицел-прибор наведения, радиокомандное наведение выделяется на танке отдельным антенным блоком ГТН-12 перед люком командира. Плюсом перед 9К120 является возможность стрельбы на ходу. Но есть и минусы – сложность всей схемы (фактически размещённая по всей башне) и излучение антенны опасно для людей, находящихся до 100 м перед танком. Однако, 9М112М уже достаточно старые и не факт, что сейчас находятся в боеспособном состоянии.

ТУР 9М112


Антенный блок ГТН-12 на башне Т-80Б

Подвижность

Высокая подвижность – один из главных плюсов перед Т-72Б и один из серьёзных минусов 80-ки сегодня. Двигатель у Т-80БВ газотурбинный трёхвальный с двухкаскадным турбокомпрессором ГТД-1000ТФ мощностью 1100 л.с. на стенде. Это позволяет разгонять 44-тонную 80-ку максимум до 70 км/ч, по грунтовой дороге – до 45 км/ч, по шоссе – до 65 км/ч. Преимущество перед 72-кой небольшое, при движении в большой колонне вообще сходит на нет, зато по пересечённой местности 80-ка идёт гораздо уверенней, тем более, что управление несколько удобнее и выше плавность хода. Назад же скорость гораздо выше – 11 км/ч. Ещё к плюсам относится быстрый запуск зимой, малошумность. Всё это сделало танки с ГТД любимцами танкистов.

ГТД-1000ТФ

А теперь то, почему ГТД является минусом Т-80БВ. Во-первых, эти двигателя не производятся, а запасы законсервированных не бесконечны. Во-вторых, это продолжение разунификации в танковых войсках, ведущей свою родословную с 50-х годов прошлого века – эксплуатация 6 двигателей, 2 из которых газотурбинные, не лучшим образом сказываются на логистике, обучении персонала и финансах. В-третьих, потребление топлива гораздо выше, чем у дизелей. У ГТД-1000ТФ оно равняется 230 г/л.с.*ч, что даёт общий расход в 253 кг/ч против 153 кг/ч для В-84 и 156 кг/ч для В-92С2. Если же вести расход в литрах, то для ГТД выйдет 326 л/ч (топливо РТ по ГОСТ 10227-86* плотностью 775 кг/м3) против 178 л/ч и 181 л/ч (топливо Л-0,2-40 по ГОСТ 305-82 плотностью 860 кг/м3) своих дизельных коллег. Запаса хода с двумя 200-кг дополнительными бочками запаса в 2200 л (из них 1100 во внутренних баках) хватает на 600 км, а расход топлива по грунтовой дороге доходит до 790 л на 100 км.

Трансмиссия на Т-80БВ механическая, с гидравлическим включением фрикционных элементов, состоящая из двух основных сборочных единиц, каждая из которых конструктивно объединяет бортовую коробку передач и бортовой редуктор. БКПП – планетарные, с фрикционным включением, имеющие четыре передачи вперёд и одну назад. В силу особенностей конструкции газотурбинного двигателя, состоящей из двухвальной схемы и разобщения турбины компрессора (передающей мощность) и силовой турбины (принимающей мощность), и вытекающей из этого плохой приёмистости, увеличение скорости оборотов происходит значительно дольше по времени, соответственно и разгон танка по времени увеличивается, тем самым проигрывая дизельным двигателям с сопоставимой тяговооружённостью. Также конструкция имеет большие потери мощности (19,1% в сравнении с 11,3% у Т-72 с В-46-4).

Ходовая шестикатковая с 5 поддерживающими катками на борт. Диаметр опорного катка 670 мм. Гусеница с параллельным резинометаллическим шарниром с обрезиненной беговой дорожкой массой 1767 кг. Подвеска индивидуальная, торсионная, с телескопическими гидроамортизаторами на первом, втором и шестом опорных катках обеспечивает высокую плавность хода, опережающую остальные отечественные ОБТ. Вместе с тихим двигателем, ходовая обеспечивает крайне малошумное движение, что даёт возможность скрытного перемещения у линии фронта. Но, как всегда, есть и минусы – стоимость ходовой и потери на трение гораздо выше, чем у 72-ек, а износоустойчивость ниже.

Ходовая танков серии Т-80

Читать еще:  16 valve efi двигатель характеристики


Амортизация ходовой Т-80 и обрезиненная беговая дорожка гусениц

При использовании ОПВТ танк может преодолевать водоёмы глубиной до 5 м. Ширина же преграды лимитируется только запасами топлива благодаря воздушной системе охлаждения с продувкой охлаждающего воздуха двумя вентиляторами через масляные радиаторы двигателя и трансмиссии.

В сумме получаем, подвижность Т-80БВ примерно равнозначна Т-72Б – на поле боя 80-ка превосходит 72-ку за счёт более мощного двигателя (хотя, опять же, в плане разгонных характеристик всё не так просто), по возможностям переброски на поезде, тягачах и других транспортных средствах – паритет, тогда как в длительных маршах своим ходом скажется прожорливость ГТД.

Защита

Пассивное бронирование Т-80БВ не так было подвержено изменениям, как у Т-72А и тем более у Т-72Б. Самые первые БВ были сделаны на базе выпущенных Т-80Б. Их ВЛД была четырёхслойной – 60 мм стали, два слоя по 50 мм СТБ и тыльный 45-мм стальной лист. Стальные детали выполнены из стали БТК-1 повышенной твёрдости, что дало защиту, по заявлениям, в районе 380 мм от БОПС. Возможно, в армии и остались машины с такой ВЛД. Как и другие ОБТ, 80Б проходили модернизацию по программе Отражение и получили аж 30-мм лист. Таким образом, с определённой долей вероятности можно сказать, что защита от М111 до усиления была несколько меньше, чем у Т-72А. В конце 80-х танки стали оснащаться НДЗ Контакт-1, а вновь произведённые получили усиленную ВЛД – 50 мм стали, 35 мм СТБ, 50 мм стали, 35 мм СТБ и 50 мм стали. Возможно, между 3 и 4 слоями есть 10-мм промежуток воздуха. С учётом ДЗ стойкость составляет примерно 570 мм от БОПС и 820 от КС. НЛД прикрыто резинотканевым экраном, который, по словам танкистов, ещё и защищает от «дельфинов».

Варианты бронирования ВЛД Т-80БВ

Борт корпуса защищён основным 80-мм бронелистом и резинотканевым экраном, усиленным стальными пластинами (так называемые силовые экраны). Блоки динамической защиты расположены узкой полоской вдоль надгусеничных полок, хотя, по идее, там итак самое защищённое место борта. Почему не расположили контейнеры на экранах (тем более, что, в отличие от Т-72, МЗ занимает больше площади в проекции и меньше закрыт катками) – остаётся загадкой. Экраны имеются двух типов – постоянной ширины и с выступами для подножек.

Защита борта Т-80БВ с экранами первого типа


Устройство силового экрана Т-80БВ. Сам экран, как видно по подножкам, второго типа

Башня литая, со 110-120 мм наружным стальным слоем, 180-200 мм нишей под песчаный наполнитель и 120-130 мм внутренним слоем. За всю историю производства Т-80Б и Т-80БВ не менялась. Контакт-1 ставится так же, как и на Т-72АВ – под углом, благо габарит небольшой и мехводу не мешает. Защита с учётом ДЗ составляет примерно 420 мм от БОПС и 760 мм от КС.

Засветившийся на одном из совещаний разрез башни Т-80Б

Защита от оружия массового поражения в целом аналогична применяемой на других советских ОБТ, за исключением аппаратуры управления – если у 72-ек это 3ЭЦ11-3, то на 80-ке – 3ЭЦ11-2. Несколько отличается и ППО – 15 термодатчиков и один ручной огнетушитель ОУ-2.

Система постановки дымовых завес представлена ТДА (время действия до 10 мин) и восемью гранатомётами 902Б Туча, которые, в отличие от 72-ек расположены по обе стороны башни группами по 4 штуки.

Также имеется и встроенное оборудование для самоокапывания. Можно устанавливать и разнообразные тралы.

Защита Т-80БВ подтвердила свою надёжность против ручных гранатомётов с моноблочными БЧ в Грозном. Танки выдерживали до 12 попаданий и уходили с поля боя. Танк, как и Т-72АВ/Б/БА, сможет показать себя в локальных войнах. Но, в отличие от собратьев, есть несколько крупных минусов – более слабая защита борта и башня, так и не получившая усиления и равная по бронированию старым башням ранних Т-72А.

Т-80Б без навесного оборудования. Видно, что габарит щёк башни достаточно скромный.

Прицелы и приборы наблюдения

Устройство СУО 1А33

В отличие от 72-ек, на Т-80БВ установлена СУО 1А33-2 Обь, в состав которой входят прицел-дальномер 1Г42, баллистический вычислитель 1В517, блок разрешения выстрела 1Г43, датчики крена, курсового угла, скорости, датчик ветра 1Б11, преобразователь напряжений ПТ-800 и электрогидравлический стабилизатор 2Э26М. Прицел-дальномер 1Г42 имеет переменную кратность 3,9-9, поле зрения в 20-8,4 град. Лазерный дальномер позволяет измерять дальность от 500 до 4000 м с погрешностью 25 м. Баллистический вычислитель обеспечивает автоматическую выработку углов прицеливания и бокового упреждения пушки с учётом дальности, направления движения, крена и скорости танка, бокового ветра, относительного перемещения цели и типа снаряда. Блок разрешения выстрела не даёт делать выстрел из пушки и пулемёта, если фактическое положение пушки отклоняется от заданного на 2,5-4 угловые минуты.

Датчик ветра 1Б11

Для ведения боя ночью используется прицел ТПН-3-49, не входящий в состав СУО.

Приборы наблюдения аналогичны устанавливающимся на Т-72, за исключением нескольких моментов – командир используется модернизированный ТКН-3В, у наводчика установлен лишь один прибор наблюдения ТНПА-65, зато мехвод имеет целых три ТНПО-160, что сильно улучшает обзор.

Обь имеет несомненные плюсы перед 1А40, что в случае боя с серьёзным противником, одинаково пробивающим и Т-72Б, и Т-80БВ, даст преимущество 80-ке. Украинские Т-64БВ с 1А33, выступавшие на Strong Europe Tank Challenge 2017, достаточно хорошо показали себя в стрельбе. Но это не меняет факта, что СУО сильно устарела, особенно для ведения боёв в сложных условиях.

Прочее оборудование

Здесь так же больших отличий от 72-ек нет. Генератор на танке – ГС-18МО, радиостанция – Р-123М с ТПУ Р-124, аккумуляторы – 12СТ-85Р, гирополукомпас – ГПК-59.

Власть огня — здесь брода нет,
Но есть последний твой удар, все остальное не в счет.

Параметры техники

Естественно, что характеристики мотоцикла, который имеет в своем распоряжении двигатель от вертолета, обладает также уникальными техническими параметрами. Кроме того, что такое нововведение позволило разогнать мотоцикл до практически немыслимых 400 км/ч, есть и другие свойства, на которые также стоит обратить свое внимание.

Во-первых, объем топливного бака у такой модели составляет 34 литра. Во-вторых, вес техники достаточно сильно увеличился и составляет 208,7 кг. Мощность такого мотоцикла составляет 320 лошадиных сил. Максимальная возможная скорость, которую удалось развить на таком аппарате – 420 км/ч, а размер его колесных дисков составляет 17 дюймов. Последнее, о чем стоит сказать, так это о том, что работа вертолетного двигателя сильно сказалась и на процессе разгона, из-за чего техника достигает своего предела за считаные секунды.

Первое такое творение, которое компания Marine Turbine Technologies показала миру, называлось Y2K. Тут можно добавить, что точное время разгона до 100 км/ч занимает всего полторы секунды.

Подводя итог всему вышесказанному, можно сказать, что отрасль по созданию вертолетных двигателей прошла достаточно долгий путь, а нынешнее развитие технологий позволило применять продукцию даже в такой технике, как мотоциклы.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector