Характеристики автомобильного бензинового двигателя
Марки бензина: какие они бывают и чем отличаются?
А вы разбираетесь в марках бензина или, просто, слепо заливаете в бак рекомендуемую? Когда-нибудь интересовались, что означают буквы и цифры в наименовании? Между тем, расшифровка позволяет выявить основные свойства каждой марки автомобильного бензина и понять, чем они друг от друга отличаются.
Как вы уже наверняка догадались, в этой статье – разбор современных маркировок бензина в России! А на досуге можно сравнить с ценами и типами топлива в СССР. Поверьте, это очень интересно.
Разновидности
Какой бензин есть в РФ и странах ТС? С учетом октанового числа и других характеристик, предусмотрены такие виды бензина в России:
- Автомобильное горючее изготавливается согласно ГОСТ 32513-2013: бензин-80, -92, -95, -98, -100, -101 и -102. Для справки — в СССР производился бензин-56, -66, -72, -74, -76 и -93.
Характеристики автомобильных бензинов | ||||
параметры | А-72 | А-92 | А-93 | А-95 |
Минимальное ОЧ, моторный метод | 72 | 82,5 | 85 | 85 |
Доля свинца, г/дм3 | до 0,13 | до 0,13 | до 0,13 | до 0,13 |
Температура начала перегонки, 0С | от+35 | от+35 | от+35 | от +30 |
Конец кипения, 0С | до +195 | до + 205 | до + 205 | до + 205 |
- Авиационное топливо изготавливается согласно ГОСТ 1012-2013: бензин-92 (Б-92) или бензин-91/115 (Б-91/115). По сравнению с автомобильным горючим оно отличается высоким ОЧ, хорошей стабильностью химической структуры и лучшими характеристиками. В таком топливе минимум примесей. В первую очередь, это касается легких фракций, формирующих паровые пробки, повышающих коррозию, образование нагара.
- Растворители применяются для химической отрасли. С их помощью осуществляется экстрагирование — извлечение нужных компонентов из растительного масла, озокерита или канифоли. В быту растворители используются для удаления разных пятен, разведения лака, краски, обезжиривания, других нужд.
- Лигроин (нафта). Фракции нефти на основе нормальных парафинов с температурой кипения до +180 0С. Основная сфера применения — сырье для производства этилена путем пиролиза.
Октановое число — детонационная стойкость
Преждевременное сгорание бензина сопровождается характерным стуком, вызванным детонационными волнами внутри цилиндра. Подобный эффект обусловлен низким сопротивлением жидкого горючего к самовоспламенению в момент компрессии. Детонационная стойкость характеризуется октановым числом, а в качестве эталона выбрана смесь из н-гептана и изооктана. Товарные марки бензина имеют показатель ОЧ в районе 70–98, что соответствует процентному содержанию изооктана в смеси. Для повышения этого параметра в смесь вводят специальные октан-корректирующие присадки — сложные эфиры, спирты и реже этилаты тяжёлых металлов. Существует взаимосвязь между степенью сжатия и маркой бензина:
- В случае СЖ меньше 10 используют АИ-92.
- При СЖ 10–12 необходим АИ-95.
- Если СЖ равен 12–14 — АИ-98.
- При СЖ равном 14 понадобится АИ-98.
Для стандартного карбюраторного двигателя СЖ равен приблизительно 11,1. В таком случае оптимальный показатель ОЧ равен 95. Однако в некоторых гоночных типах авто используются метанол. СЖ в подобном примере достигает 15, а ОЧ варьируется от 109 до 140.
Газовые двигатели
Такие двигатели в качестве топлива используют сжатый, сжиженный газ природного происхождения. Происхождение подобных механизмов было продиктовано растущими экологическими и экономическими требованиями.
Газовая смесь хранится под давлением в специальных баллонах, откуда, минуя испаритель, подается на редуктор, где ее давление ослабевает. Из редуктора, конструкция которого схожа с инжектором, происходит впрыск в камеру сгорания, где под воздействием искры газ воспламеняется, толкая поршень.
Большинство современных бензиновых ДВС можно переделать под использование газа, что позволяет существенно сэкономить на поездках. Наборы для перехода на газ выпускает множество производителей.
Общие характеристики двигателя автобуса
Вначале на ПАЗ 32504 решили устанавливать два типа двигателей – на бензиновом и дизельном топливе. Первый вариант показал себя с лучшей стороны в процессе эксплуатации, а со вторым возникло множество проблем.
В качестве дизельного двигателя применялись два варианта – отечественный ГАЗ-542 и японский Hino W04CT. Первый тип силовой установки перестал использоваться практически сразу, что объяснялось сложностью компоновки. Дорогой японский двигатель ставили лишь под заказ на некоторые автобусы.
ПАЗ 32504 мог ездить и на сжиженном газе. В 87-х годах была разработана документация для установки на автобус специального газобаллонного оборудования, которое работало на пропане. На данный момент ПАЗ 32504 в основном эксплуатируется с бензиновыми двигателями двух модификаций – ЗМЗ и ММЗ.
Требования
Ни для кого не секрет, что все высококачественные оригинальные моторные масла, поставляемые на рынок, в обязательном порядке сертифицируются и проходят проверку на соответствие международным стандартам. Эти стандарты включают в себя целый ряд требований, которые должны беспрекословно соблюдаться производителем при изготовлении своей продукции.
Самое главное требование — это моющая и очищающая способность. Так, масло должно не только выполнять функции технической смазки, но и очистителя всех подвижных и неподвижных деталей. Кроме того, смазка не должна вступать в реакцию ни с металлом, ни с резиновыми уплотнительными элементами, во избежание появления различных инородных налетов и коррозии.
Еще одно требование — высокая термическая стабильность. Это немаловажное свойство важно по той причине, что поршни и цилиндры, имеющие большой вес, ни в коем случае не должны перегреваться. Масло, применяемое для автомобилей, должно переносить тепловую энергию и равномерно распределять ее по всему двигателю, что приведет к более высокой стабильности его работы.
Также важно, чтобы масло обладало такой функцией, как высокая устойчивость к старению. Особенно это касается тех автомобилей, которые ездят сравнительно немного и зачастую вынуждены зимовать в гараже. Зачем это нужно? Прежде всего, стоит отметить, что в этом случае масло не будет терять своих свойств со временем. Это приведет к максимальной экономии средств самого владельца. Также это продлит жизнь всем подвижным деталям двигателя, которые при выходе из строя заменить будет достаточно дорого.
И, наконец, нужно, чтобы масла для автомобиля, не теряли своих функций и свойств при достаточно широком диапазоне температур. Значительное повышение плотности и удельного веса в мороз, к примеру, значительно повысит нагрузку на подвижные детали при старте или вовсе не позволит легковой машине запуститься.
Моторные масла ROLF
ROLF GT 5W-30 SN/CF
Синтетическое легкотекучее моторное масло высокого класса в бензиновых двигателях, в том числе с турбонаддувом. Облегчает холодный запуск.
ROLF JP SAE 10W-30 ILSAC GF-5/API SN
Синтетическое масло предназначено для смазки современных бензиновых двигателей. Для всесезонного применения в умеренном климате, полностью соответствующее специфическим требованиям стандарта ILSAC GF-5.
ROLF ENERGY 10W-40 SL/CF
Полусинтетическое моторное масло для бензиновых двигателей легковых автомобилей, в том числе с турбонаддувом. Обеспечивает экономию топлива, эффективно очищая двигатель и поддерживая чистоту на протяжении всего срока службы.
ROLF DYNAMIC 10W-40 SJ/CF
Полусинтетическое моторное масло для бензиновых двигателей легковых автомобилей (в том числе с турбонаддувом) с пробегом, где производитель допускает применение масел указанных классов качества по API. Имеет повышенную стабильность при высоких температурах и одновременно отличные пусковые характеристики зимой.
ROLF OPTIMA 15W-40 SL/CF
Всесезонное минеральное моторное масло для всех типов бензиновых двигателей. За счет использования современного пакета присадок удовлетворяет требованиям стандарта API SL/CF.
ROLF OPTIMA 20W-50 SL/CF
Высококачественное минеральное масло всех типов бензиновых двигателей, в том числе с турбонаддувом и интеркулерами. Имеет хорошие моющие свойства, эффективно защищает двигатель при высоких нагрузках.