Aklaypart.ru

Авто Журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Электрическая схема охлаждения двигателя камаз

Системы двигателя КАМАЗ

Рассмотрим основные системы двигателя КАМАЗ, благодаря которым обеспечивается бесперебойная работа моторов Камского Автомобильного Завода. Большинство производимых моторов управляются с помощью механики. Но с началом комплектации их запчастями иностранного производства, стала применяться электронная система управления двигателем КамАЗа. Это дало возможность сделать его работу более стабильной, появилась возможность поддержания постоянной скорости — «Круиз-контроль».

Основные неисправности

Частой неисправностью терморегулятора является неплотное закрытие клапана. После запуска двигателя антифриз циркулирует по большому кругу. Это приводит к длительному выходу на номинальную температуру. В зимнее время двигатель может вообще не достигнуть требуемых 90°С. Эксплуатируя автомобиль с такой поломкой владелец ежедневно уменьшает ресурс двигателя, так как длительный прогрев противопоказан мотору.

Заклинивание клапана в закрытом положении чревато более серьезными последствиями. После выхода на температуру выше номинальной, жидкость продолжает циркулировать по малому кругу. Если автовладелец не проверит работает ли термостат, то произойдет закипание мотора. В отличие от постепенного чрезмерного износа при постоянно открытом клапане, его закрытое положение способно привести к капитальному ремонту двигателя при первой же нештатной ситуации. Заклинивание поршней, коробление металлических деталей, разрушение резиновых изделий и прочие серьезные последствия сопровождают закипание двигателя, поэтому если появились первые признаки неисправности термостата необходимо провести его диагностику и, в случае необходимости, замену заклинившего изделия на новое.

При течи термочувствительного наполнителя может произойти задержка срабатывания клапана. Если временной интервал будет достаточно большой, то последствия будут аналогичны заклиниванию. В некоторых случаях внутрь герметичной полости попадает охлаждающая жидкость, меняя температурный коэффициент расширения.

Если разрушается резиновая прокладка термостата могут появится потеки охлаждающей жидкости. Очень часто разрушение уплотнителя связано с попаданием масла в систему охлаждения. Выхлоп автомобиля при этом может приобретать белый оттенок. В таких случаях замена термостата не решит проблему, так как ее корень спрятан в другом месте.

Визуальная проверка термостата позволяет обнаружить его механические повреждения. В таких случаях могут быть разрушены корпус или прокладка термостата. Устранение неисправности своими руками в таком случае не займет много времени.

Ремонт приборов системы охлаждения двигателя

Система охлаждения двигателя жидкостная герметизированная; она включает водяную рубашку блока цилиндров, термостат, водяные рубашки в головках цилиндров, водяной насос, гидромуфту с включателем, патрубки соединительные, водораспределительную коробку, пробку с паровоздушным клапаном, расширительный бачок, сливной краник, радиатор.

Из узлов и приборов системы охлаждения ремонту подвергаются радиаторы и водяные насосы; проверке — термостаты, включатели гидромуфт.

Проверка работы термостата и выключателя гидромуфты привода вентилятора

Термостаты и включатель гидромуфты предназначены для автоматического регулирования теплового режима двигателя. Они управляют направлением потока охлаждающей жидкости и работой вентилятора в зависимости от температуры охлаждающей жидкости.

Термостаты размещены в отдельной коробке, закрепленной на переднем торце правого ряда блока цилиндров.

Термостат, показанный на рис. 56, имеет твердый наполнитель и прямой ход клапана.

Сущность проверки термостата заключается в определении температуры начала открытия клапана и величины хода клапана. Схема прибора проверки термостата показана на рис. 57.

Для проверки термостат погружается в ванну с водой вместимостью 3 л, нагретой до температуры 70 °С. Уровень воды должен быть выше фланца термостата. Температура воды замеряется градусником. После этого ванна с водой подогревается с интенсивностью 3 град/мин.

Рис. 56. Термостат:

1 — корпус термостата; 2 — баллон; 3 — активная масса (церризин); 4, 12 — клапаны; 5, 7 — пружины; 6, 10 — регулировочные гайки; 8 — крышка корпуса термостата; 9 — шток; 11 — резиновая вставка; 13 — седло клапана; 14 — шайба

Читать еще:  Audi allroad тюнинг двигателя

Начало открытия клапана фиксируется установленным над клапаном индикатором. Индикатор устанавливается на стойке так, чтобы ножка его касалась тарелки клапана.

Клапан должен открываться при температуре 78…82 °С.

Полностью он должен быть открыт при температуре 91… 95 °С. Величина полного хода клапана должна быть не менее 8,5 мм.

При эксплуатации автомобиля допускается температура начала открытия клапана термостата 77…83 °С, полного его открытия 90…98 °С. Потеря хода клапана должна составлять не более 20 %.

Выключатель гидромуфты, показанный на рис. 58, золотникового типа, который обязательно установлен в передней части двигателя на патрубке, подводящем охлаждающую жидкость к правому ряду цилиндров. При повышении температуры охлаждающей жидкости выше 90 °С термосиловой датчик перемещает золотник, который открывает масляный канал в корпусе выключателя. Масло из главной масляной магистрали двигателя и каналов в корпусе выключателя поступает к трубке гидромуфты привода вентилятора, показанной на рис. 59. При этом происходит гидродинамическая передача крутящего момента к крыльчатке вентилятора. При понижении температуры охлаждающей жидкости ниже 85 °С золотник гидромуфты выключателя под действием возвратной пружины закрывает масляный канал в корпусе. Подача масла в гидромуфту прекращается.

Рис. 57. Схема прибора для проверки термостата:

1 — кронштейн для крепления термостата и измерительных приборов; 2 — термометр; 3 — индикатор контроля начала открытия клапана и величины его полного хода; 4 — испытуемый термостат; 5 — ванна с водой; 6 — электронагреватель ванны

Рис. 58. Выключатель гидромуфты:

В — автоматический режим; а — общий вид выключателя; б — разрез выключателя; 1 — крышка; 2 — корпус; 3 — шайба; 4 — возвратная пружина; 5 — золотник; 6, 7 — уплотнительные кольца; 8 — пробка; 9 — рычаг; 10 — пружина; 11 — фиксатор; 12 — крышка; 13 — регулировочная шайба; 14 — гайка; 15 — термосиловой датчик; положение рычага: О — вентилятор отключен; П — вентилятор включен постоянно; Г — отверстие для подвода масла к гидромуфте; С — входное отверстие (поступление масла из системы смазки)

Гидромуфты при капитальном ремонте снимаются с двигателя и в полном комплекте отправляются на завод-изготовитель для замены на новые.

Выключатели гидромуфт проверяются на стенде. Определение температуры срабатывания золотника осуществляется следующим образом. Подогретое масло через канал С (см. рис. 58) подается под давлением 0,7 МПа. Сообщение каналов С и Г должно происходить при нагреве термосилового датчика до температуры 85…90 °С.

Регулировка срабатывания золотника включателя гидромуфты осуществляется изменением числа шайб, устанавливаемых под корпус термосилового датчика. Если установкой шайб под термосиловой датчик не удается отрегулировать температуру срабатывания золотника, то такой датчик заменяется новым.

Рис. 59. Гидромуфта привода вентилятора:

1 — передняя крышка; 2 — корпус подшипника; 3 — кожух; 4, 7, 13, 19 — шарикоподшипники; 5 — трубка корпуса подшипника; 6 — ведущий вал; 8 — уплотнительное кольцо; 9 — ведомое колесо; 10 — ведущее колесо; 11 — шкив; 12 — ведущая втулка; 14 — упорная втулка; 15 — ступица вентилятора; 16 — ведомый вал; 17, 20 — манжеты с пружинами; 18 — прокладка

При выпуске двигателей после капитального ремонта переключатель режимов работы устанавливается на автоматический режим «А». В положение «О» рычаг выключателя гидромуфты устанавливается при преодолении водных преград. В положение «П» рычаг устанавливается только при отказах выключателя гидромуфты.

Ремонт водяных насосов

Водяной насос, показанный на рис. 52, центробежного типа; он обеспечивает постоянную циркуляцию жидкости в системе охлаждения.

Основной неисправностью водяного насоса является течь воды через сальник. Неисправный сальник заменяется. Для замены сальника водяной насос разбирается в следующей последовательности: отгибается стопорная шайба и отворачивается колпачковая гайка, при этом надо удержать от проворачивания валик. После этого последовательно снимаются: съемником И-81.33.000 крыльчатка с сальником, уплотнительное и упорное кольца; съемником И-81.40.000 снимается шкив, выбивается шпонка, снимаются пылеотражатель, стопорное кольцо и выпрессовывается валик в сборе с шарикоподшипниками. Затем извлекается уплотнение из корпуса насоса. Негодное уплотнение заменяется новым.

Читать еще:  Характеристики двигателя volvo d6e

Рис. 52. Водяной насос:

1 — шкив; 2 — болт крепления шкива на валу; 3 — упорная шайба; 4 — передний шариковый подшипник, 5 — масленка; 6 — задний шариковый подшипник; 7 — сальник, удерживающий смазку в полости подшипников; 8 — уплотнение валика водяного насоса, предохраняющее вытекание воды из водяной полости водяного насоса

Рис. 53. Запрессовка уплотнения валика в корпус водяного насоса:

1 — опорная плита; 2 — корпус водяного насоса; 3 — уплотнение водяного насоса; 4 — валик водяного насоса; 5 — приспособление для запрессовки уплотнения

Рис. 54. Напрессовка крыльчатки на валик водяного насоса:

1 — опорная плита; 2 — корпус- водяного насоса; 3 — крыльчатка; 4 — валик водяного насоса; 5 — приспособление для напрессовки крыльчатки на валик

Сборка водяного насоса производится следующим образом. Валик в сборе с подшипниками устанавливается в корпус. После этого на валик насоса оправкой напрессовывается уплотнение, как показано на рис. 53, и другой оправкой напрессовывается крыльчатка, как показано на рис. 54. На второй конец валика устанавливаются стопорное кольцо, пылеотражатель, шпонка и напрессовывается шкив. После сборки полость шариковых подшипников заполняется смазкой «Литол-24». При эксплуатации смазка пополняется при каждом ТО-2.

После сборки работа водяного насоса, показанного на рис. 55, проверяется на стенде для проверки водяных насосов. К нему подсоединяются шланги и система заполняется водой. При испытании и работе водяного насоса течь воды через сальник не допускается.

Рис. 55. Стенд для испытания водяных насосов:

1, 12 — кронштейны для закрепления испытуемых водяных насосов; 2 — предохранительный кожух приводного вала; 3 — выключатель работы насоса; 4 — включатель нагревателя; 5 — водомерная трубка; 6 — бак с водой; 7 — кран-регулятор; 8 — манометры; 9 — указатель температуры; 10 — розетка включения стенда в электрическую сеть; 11 — электромагнитное реле; 13 — ванночка для сбора воды; 14 — запорный кран; 15 — станина стенда; 16 — фланец приводного вала

Модели термостатов Камаз

Сейчас производители устанавливают различные термостаты на грузовые автомобили. Рассмотрим основные их виды:

Электронный термостат. Это наиболее современное устройство, его устанавливают на продвинутых версиях Камаз 6520 и 65115. Он не перегревается при повышении градусов, так как имеет специальное устройство по тепловому сопротивлению. Они обычно работают с двигателями евро-4. Использование этого устройства существенно снижает расходы топлива. Можно заметить, что владельцы Камазов устанавливают этот вид термостата и на двигатели Euro-2, 3.

Двухклапанный термостат обычно устанавливается на моделях камаза 5320 и 740. Одно устройство имеет два выхода для клапана: основной и вспомогательный. Основной создан для обеспечения движения антифриза по большому кругу оборота. Вспомогательный выполняет аналогичную функцию, но на малом кругу оборота. Такой вид очень распространен на большегрузных автомобилях в странах СНГ.

Двухступенчатый термостат камаз 43118 в своей конструкции также предусматривает два клапана. Он устанавливается в устройствах с повышенным давлением антифриза.

Слабые места системы охлаждения

Для начала разберём, что вообще может случиться с системой охлаждения грузового авто. Проблем на самом деле не так много:

  • течь;
  • перегрев антифриза;
  • переохлаждение;
  • попадание жидкости для охлаждения в масляную систему.

Течь антифриза в первую очередь происходит через соединения патрубков, а в последнюю очередь от разрушения (потрескивания) резиновых шлангов. Поэтому одно из слабых мест системы – патрубки. КАМАЗ, система охлаждения которого даёт сбои, начинает «страдать» и перегреваться. Ведь если уровень охлаждающей жидкости падает, общий нагрев системы увеличивается. Здесь уже недалеко до перегрева. Для устранения течи важно всё тщательно затянуть и опрессовать всю систему.

Читать еще:  Шаг двигателя регулятора холостого хода

Вторым слабым местом можно определить термостаты. В случае выхода из строя этого элемента возможно как перегреть, так и переохладить двигатель. Это зависит от того, в каком положении заклинит клапан. Если термостат открыт, жидкость «гуляет» по большому кругу через радиатор. В случае непрогретого мотора это не даёт двигателю нагреться. Если при этом ещё и открыты жалюзи, то двигатель можно переохладить.

Если термостат закрыт, антифриз не поступает в радиатор и достаточно быстро нагревается на горячем двигателе. Какое-то время ситуацию спасает вентилятор (КАМАЗ). Система охлаждения прекращает справляться и перегревается сначала антифриз, а затем и двигатель.

Третьим в очереди слабых мест будет стоять вентилятор охлаждения с муфтой. Если он выйдет из строя, на пассивном охлаждении через радиатор система не вытянет. Если за автомобилем присматривать и вовремя делать профилактические осмотры с протяжкой «подозрительных» мест, то никаких проблем от системы охлаждения ждать не стоит.

Система охлаждения

В двигателях КамАЗ 740 используется замкнутая система жидкостного охлаждения с принудительной циркуляцией хладагента. Такой подход дает возможность увеличить температуру кипения жидкости и предупредить ее испарение.

Главная задача этой системы – создание качественного теплового режима при включенном моторе, и состоит она из следующих компонентов:

  • Радиатор: его первоочередное предназначение – экстренное охлаждение жидкости и ее хранение. Радиатор – это конструкция из двух бачков и сердцевины. Верхний бачок соединен с полостью охлаждения двигателя, нижний – с водяным насосом, также он оснащен выпускным краном. Заполняется радиатор охлаждения двигателя КамАЗ через расширительный бачок, который попутно является компенсатором объема нагретой жидкости.
  • Жалюзи: установлены на решетке радиатора, они регулируют поток воздуха, который проходит через систему охлаждения. Зимой, прогревая ДВС, жалюзи закрывают.
  • Вентилятор: используется для управления воздушными потоками, которые направлены к сердцевине радиатора – работает автоматически с помощью гидромуфты, которая передает крутящий момент от коленвала к вентилятору охлаждения двигателя КамАЗ. Кроме того, гидромуфта может работать при отключенном вентиляторе или постоянно работающем, когда температура хладагента не учитывается.
  • Центробежный насос: используется для принудительной подачи охлаждающей жидкости к блоку цилиндров и другим компонентам ДВС.
  • Термостат: медный баллон с медным порошком, применяется для автоматического контроля температуры двигателя КамАЗ и его нагрева после пуска. Сюда же отправляется разогретая цилиндрами жидкость.

Система охлаждения обеспечивает двигателю КамАЗ 740 оптимальную рабочую температуру в любой сезон, поэтому нуждается в регулярном обслуживании и поддержании работоспособности.

Компания КамРемЦентр предлагает квалифицированное сервисное обслуживание и ремонт двигателей КамАЗ. Также у нас вы можете купить новые и бывшие в употреблении двигатели с гарантией качества и доставкой по России.
У НАС ЕСТЬ ТО, ЧТО ВАМ НУЖНО! +7

Михаил:

«Машина в целом не плохая, можно сказать, надежная. Аналог у меня, правда — модель 65115, работаю на такой уже 4 года.

Достоинства: относительно новая, можно взять по хорошей цене б/у.

Недостатки: мне не понравится пластик на торпеде, вообще, совсем. Через полгода есть шанс, что полетит всё, крышки закрываться не будут.

А так машина хороша, но надо бы тест-драйв для полного счастья!»

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector