Aklaypart.ru

Авто Журнал
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Эксплуатационные характеристики авиационных газотурбинных двигателей

Газотурбинные установки на базе конвертированных авиационных двигателей

К.т.н. А.В. Овсянник, зав. кафедрой «Промышленная теплоэнергетика и экология»;
к.т.н. А.В. Шаповалов, доцент;
В.В. Болотин, инженер;
«Гомельский государственный технический университет имени П.О. Сухого», Республика Беларусь

В статье приводится обоснование возможности создания ТЭЦ на базе конвертированного АГТД в составе газотурбинной установки (ГТУ), оценка экономического эффекта от внедрения АГТД в энергетику в составе крупных и средних ТЭЦ для погашения пиковых электрических нагрузок.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • » .
  • 75

Иосиф Аронов, Анатолий Шолом, Лидия Александровская, Владимир Смирнов

Сертификация сложных технических систем

В настоящее время общепризнано, что сертификация – одна из наиболее эффективных форм обеспечения качества продукции или услуг, а также их конкурентоспособности на внутреннем и внешних рынках. Зародившись первоначально как инструмент протекционизма, сертификация в дальнейшем превратилась в средство правового регулирования торговых отношений и формирования партнерства между предприятиями.

Современные формы сертификации обеспечивают:

• гарантию качества продукции (услуги) путем предотвращения попадания на рынок продукции, не соответствующей требованиям нормативных документов;

• доверие к качеству экспортируемой продукции;

• предотвращение импорта продукции, не отвечающей требованиям нормативных документов;

• замещение импортной продукции высококачественной отечественной;

• защиту изготовителя от конкуренции с поставщиками несер-тифицированной продукции;

• расширение рекламных возможностей поставщика;

• стабильное качество конечной продукции при условии применения сертифицированных комплектующих изделий и материалов.

Многофункциональность сферы сертификации требует формирования соответствующей инфраструктуры – органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий, чем обеспечивает занятость множеству людей.

Особенно важна сертификация для сложных технических систем, отказы которых зачастую приводят к тяжелым последствиям. Так, по данным Министерства по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации в 1997 г. в стране было зафиксировано 1174 чрезвычайные ситуации, обусловленные техногенными авариями, из которых 871 характеризовалась как местная и территориальная, а 5 – как региональные и федеральные. Ежегодно в авариях и катастрофах в стране гибнет более 50 тыс. человек, получают травмы более 250 тыс., а ущерб составляет около 500 млрд руб. Если же учесть, что ущерб ежегодно возрастает на 10–30 %, то можно представить, каковы будут потери, обусловленные низким качеством сложных изделий, к XXI веку.

Особая роль сертификации сложных систем в обеспечении безопасности техники отражена в законах РФ «О сертификации продукции и услуг» и «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Следует отметить, что формы и методы сертификации сложных изделий отличаются от традиционных подходов, применяемых при сертификации более простого оборудования. Например, сертификация аудио– и видеотехники не требут подтверждения в рамках сертификационных испытаний показателей надежности, а для оборудования летательных аппаратов проверка показателей надежности обязательна. Таким образом, особенности сертификации сложных систем должны быть предметом специального изучения, которому и будет способствовать настоящее пособие.

Решению вопросов сертификации большое внимание уделяют такие международные организации, как Международная организация по стандартизации (ИСО), Международная электротехническая комиссия (МЭК), Всемирная торговая организация (ВТО) и др. Сертификация сегодня рассматривается как средство, не только облегчающее производителю выход на рынки других стран, но и существенно повышающее его эффективность производства. Например, если бы ПО «Атоммаш», поставивший в США сосуды высокого давления, не сертифицировал их на соответствие Кодам (стандартам) ASME (Американское общество инженеров-механиков), то их цена была бы на порядок ниже. Поэтому в пособии рассматриваются вопросы сертификации продукции в рамках международных, региональных и национальных систем сертификации.

Особое место занимает сертификация систем качества поставщика продукции (исполнителя услуги) на соответствие требованиям стандартов ИСО серии 9000 или других стандартов, устанавливающих требования к системам качества (например QS-9000, TL-9000). Такая сертификация особенно важна при выходе предприятия на международные рынки, при участии в международных тендерах и других проектах. Учитывая это обстоятельство, Правительство Российской Федерации приняло постановление от 2 февраля 1998 г. № 113 «О некоторых мерах, направленных на совершенствование систем обеспечения качества продукции и услуг». Оно, в частности, предусматривает поддержку субъектов хозяйственной деятельности, внедряющих системы качества на основе международных стандартов. В настоящем пособии рассмотрены вопросы создания систем качества, отвечающих требованиям стандартов ИСО 9000, и их сертификации. А так как добиться повышения конкурентоспособности продукции в современных условиях можно только путем коренной перестройки, которая получила специальное наименование – реинжиниринг, то в пособии затронуты также проблемы реорганизации предприятия.

Читать еще:  Что такое чиповка двигателя автомобиля

Основные понятия в области сертификации

1.1. Термины и определения

Слово «сертификация» образовано от «сертификат» (лат. cer-tum – верно + facere – делать), т. е. «сделано верно». Сертификатом удостоверяют какой-либо факт, например происхождение, подлинность товара и т. д. Наиболее распространенным случаем применения сертификации является подтверждение соответствия какого-либо объекта установленным к нему требованиям (рис. 1.1).

Подтвердить соответствие может каждая из заинтересованных сторон: первая – изготовитель, продавец, исполнитель, вторая – потребитель, заказчик, третья – независимый орган.

Первая сторона подтверждает соответствие посредством принятия изготовителем (продавцом, исполнителем) декларации.

Декларация о соответствии – документ поставщика продукции (исполнителя работ, услуг), в котором он под свою ответственность письменно заявляет, что поставляемая им продукция (выполняемые работы, услуги) соответствует требованиям стандартов или других нормативных документов.

Противоречие между первой и второй сторонами в оценке соответствия продукции, процесса или услуги одним и тем же требованиям проявляется довольно часто, поэтому наиболее объективной оценкой считают оценку третьей стороной – лицом или органом, признаваемым независимым от участвующих в рассматриваемом вопросе сторон. Участвующие стороны – это, прежде всего, изготовители, продавцы, исполнители, потребители или представляющие их интересы иные субъекты.

Участие третьей стороны в подтверждении соответствия является главным признаком сертификации.

Сертификация – процедура подтверждения соответствия, посредством которой третья сторона письменно удостоверяет, что продукция, процесс или услуга соответствуют заданным требованиям.

Сертификация может носить обязательный или добровольный характер.

Обязательная сертификация – сертификация, которая вводится законами для определенной продукции и проводится уполномоченными на то органами на соответствие законодательным актам, обязательным требованиям технических регламентов, стандартов или других нормативных документов, принятых в соответствии с законодательством.

Обязательная сертификация вводится для защиты интересов населения и государства. Как правило, подтверждаются установленные законом требования безопасности для жизни, здоровья, имущества граждан и окружающей среды. Обязательная сертификация является необходимым условием допуска продукции на рынок и (или) ее использования.

Добровольная сертификация – сертификация, которая проводится по инициативе заявителя в зарегистрированной системе сертификации на соответствие любым требованиям, определяемым заявителем.

Добровольная сертификация является средством повышения конкурентоспособности продукции и услуг на внутреннем и внешнем рынках.

Обязательная и добровольная сертификации базируются на единых принципах.

Положительный результат сертификации удостоверяется сертификатом соответствия.

Технические особенности и характеристики вертолета Ми-2

Оценивая конструкцию машины и ее эксплуатационные возможности, можно смело сказать, Ми-2 — уникальный вертолет, появившийся в свое время и сумевший полностью отработать заложенный в него конструктивный ресурс. Устройство машины представляет собой ряд прогрессивных технических решений в области вертолетостроения. К примеру, наличие двух газотурбинных двигателей явилось революционной идеей, дав толчок последующему успешному применению этой схемы в создании машин других классов.

Среди легких пассажирских вертолетов Ми-второй занимал одно из лидирующих мест. Его скоростные характеристики, пассажировместимость и грузоподъемность вызвали восхищение широкой публики и экспертного сообщества во время демонстрации модели в 1967 году на французском авиасалоне в Ле-Бурже. Летно-технические характеристики машины остаются высокими и конкурентоспособными даже и в наши дни, спустя практически 50 лет с момента создания. Машина имела следующие характеристики:

  • длина фюзеляжа машины -11,4 м;
  • диаметр трехлопастного несущего винта -14,5 м;
  • полная масса вертолета — 3500 кг;
  • мощность двигательной установки — 2 ГТД-350 по 400 л/с;
  • крейсерская скорость — 194 км/ч;
  • дальность полета — 580 км;
  • практический потолок — 4000 м;
  • экипаж машины – один пилот, количество пассажиров — 10 человек.
Читать еще:  Чем создается тяга реактивных двигателей

Подобные летные характеристики хорошо объясняют широкую сферу эксплуатации машины, которая успешно применялась в сельскохозяйственной авиации, в почтовых и в пассажирских перевозках. На вертолете Ми-2 работали пожарные и спасатели. Для Крайнего Севера и удаленных районов Западной и Восточной Сибири появление этой машины стало неоценимым.

С конструктивной точки зрения – вертолет имел традиционную однобалочную схему, с двумя винтами — главным несущим и рулевым винтом. Кабина пилота располагалась в носовой части, обеспечивая хорошую обзорную видимость. За кабиной пилота располагался грузовой отсек или пассажирский салон. Два двигателя были внесены в верхнюю часть корпуса вертолета, где были также установлены радиаторы и охлаждающий пропеллер. Двигатели приводили в движение главный несущий трехлопастный винт, имеющий гидравлическую систему управления шагом вращения лопастей.

Емкость основного топливного бака составляла 600 литров. Снаружи на фюзеляже могли быть подвешены два запасных, резервных топливных бака. Основной вил топлива — авиационный керосин с высоким октановым числом. Конструкция вертолета позволяла осуществлять перевозку негабаритного груза на внешней подвеске. На машинах санитарной авиации, на вертолетах спасательной службы устанавливалась механическая лебедка грузоподъемность 120 кг. С ее помощью можно было проводить экстренную эвакуацию раненых и пострадавших с места происшествия. На разных модификациях вертолета, предназначенных для тех или иных целей, устанавливалось дополнительное оборудование. Так на машинах сельхозавиации монтировались специальные емкости и система распыления, посредством которых осуществлялось распыление удобрений и гербицидов.

Фюзеляж вертолета опирался на тройное шасси — две главные опоры пирамидального типа и носовая, рычажная.

Вертолеты использовались и в военных целях, поэтому конструкция машины была рассчитана под установку навесного автоматического стрелкового и ракетного вооружения. Электрическая схема вертолета была закольцована на одном генераторе и двух аккумуляторах.

Миля имел совершенное и главное, простое в плане создания и обслуживания навигационное оборудование. В распоряжении пилота имелся гирокомпас, высотомер и радиокомпас. Машины военной версии в дополнение оснащались радиолокационной станцией.

Примеры страниц

(кликните для увеличения)

Летные характеристики вертолетов Robinson

К летным характеристикам относятся крейсерская и максимальная скорости полета, дальность и длительность полета, практический и теоретический потолок, скороподъемность.

Крейсерской называют скорость, при которой достигается оптимальный режим работы двигателя. На крейсерской скорости минимизируется расход топлива и износ деталей двигателя. Показатель составляет:

  • Для R22 — 177 км/ч.
  • Для R44 Raven II — 215 км/ч.
  • Для R66 — 231 км/ч.

При максимальной скорости двигатель работает на пределе возможностей, а расход топлива увеличивается. Показатель для моделей Robinson R22, R44 Raven II и R66 составляет 180, 240 и 259 км/ч соответственно.

Дальность полета — это максимальное расстояние, которое воздушное судно может преодолеть без посадки и дозаправки. Показатели для моделей R22, R44 Raven II и R66 составляют 463, 563 и 648 км соответственно.

Не путайте дальность и длительность полета. Вторая характеристика показывает, сколько времени винтокрылая машина может находиться в воздухе без дозаправки. Показатель составляет 2.2, 3.5 и 3 часа для моделей R22, R44 Raven II и R66 соответственно.

Скороподъемность — это показатель скорости набора высоты. Все модели вертолетов Robinson набирают высоту со скоростью 5 м/с или 304 м/мин.

Практический потолок — это максимальная высота, на которой возможно летать на вертолете на практике без избыточной нагрузки на двигатель. На практической высоте летательный аппарат сохраняет запас мощности для набора высоты со скоростью 0,5 метров в секунду. Теоретический потолок — это высота, на которой воздушное судно перестает подниматься при работе двигателя на всех оборотах.

Для всех моделей вертолетов Robinson практический потолок составляет 1500 метров, а теоретический достигает 4250 метров.

Благодаря летным характеристикам воздушные суда Robinson занимают ведущие позиции в классе легких вертолетов. Они демонстрируют одну из самых высоких крейсерских скоростей на рынке. Также винтокрылые машины Robinson опережают основных конкурентов по показателю дальности полетов и уж точно превосходят всех конкурентов в вопросах ценообразования.

Читать еще:  Быстрый запуск дизельного двигателя состав

Керосин применяют как реактивное топливо в самолётах и ракетах (авиационный керосин), горючее при обжиге стеклянных и фарфоровых изделий, для бытовых нагревательных и осветительных приборов (керосин осветительный), в аппаратах для резки металлов, как растворитель (например, для нанесения пестицидов), в качестве рабочей жидкости в электроэрозионных станках, сырья для нефтеперерабатывающей промышленности. Керосин может использоваться как заменитель зимнего и арктического дизтоплива для дизельных двигателей, однако необходимо добавить противоизносные и цетаноповышающие присадки; цетановое число керосина около 40, ГОСТ требует не менее 45. Для многотопливных двигателей (на основе дизельного двигателя) возможно кратковременное применение чистого керосина и даже бензина АИ-80. Зимой допускается добавление до 20 % керосина в летнее дизельное топливо для снижения температуры застывания, при этом не ухудшаются эксплуатационные характеристики. Также керосин — основное топливо для проведения фаер-шоу (огненных представлений), из-за хорошей впитываемости и относительно низкой температуры горения. Применяется также для промывки механизмов, для удаления ржавчины.

Авиационный керосин

Авиационный керосин — это моторное топливо для газотурбинных двигателей различных летательных аппаратов. Представляет собой керосиновые фракции прямой перегонки нефти, часто с гидроочисткой и добавкой комплекса присадок для улучшения эксплуатационных свойств. В РФ для дозвуковой авиации производится пять марок топлива (ТС-1, Т-1, Т-1С, Т-2 и РТ), для сверхзвуковой — две (Т-6 и Т-8В).

Авиационные реактивные топлива проходят в общей сложности до 8 ступеней контроля качества, а в Российской Федерации, кроме того, и приёмку военным представителем.

Авиационный керосин служит не только моторным топливом в турбовинтовых и турбореактивных двигателях летательных аппаратов, но также и хладагентом в различных теплообменниках (топливно-воздушные радиаторы ТВР) и применяется для смазывания многочисленных движущихся деталей топливных и двигательных систем. Поэтому он должен обладать хорошими противоизносными (характеризуют уменьшение изнашивания трущихся поверхностей в присутствии топлива) и низкотемпературными свойствами, высокой термоокислительной стабильностью и большой удельной теплотой сгорания. В двигателях сверхзвуковых самолётов моторное топливо (керосин) также служит рабочей жидкостью в гидроцилиндрах системы регулирования проходного сечения реактивного сопла (подвижных створок), и управления поворотным соплом в двигателях с управляемым вектором тяги (УВТ). Также реактивные топлива широко применяются в качестве растворителя при техническом обслуживании воздушных судов, при очистке от загрязнений ручным либо машинным способом (например, в ультразвуковой установке для очистки фильтров в качестве рабочей жидкости применяется авиакеросин).

Ракетное топливо

Керосин применяется в ракетной технике в качестве экологически чистого углеводородного горючего, и, одновременно, рабочего тела гидромашин. Использование керосина в ракетных двигателях было предложено Циолковским в 1914 году. В паре с жидким кислородом используется на нижних ступенях многих РН: советских/российских — «Союз», «Молния», «Зенит», «Энергия», «Ангара» (Авиакеросин «Т-1»); американских — серий «Дельта» и «Атлас-5» (под маркой «РГ-1» на английском «RP-1»). Для повышения плотности, и, тем самым, эффективности ракетной системы, топливо часто переохлаждают. В СССР в ряде случаев использовался синтетический заменитель керосина, синтин, позволявший поднять эффективность работы двигателя, разработанного под керосин, без существенных изменений в конструкции.

Технический керосин

Технический керосин используют как сырьё для пиролитического получения этилена, пропилена и ароматических углеводородов, в качестве топлива в основном при обжиге стеклянных и фарфоровых изделий, как растворитель при промывке механизмов и деталей. Деароматизированный путём глубокого гидрирования керосин (содержит не более 7 % ароматических углеводородов) — растворитель в производстве ПВХ полимеризацией в растворе. В керосин, используемый в моечных машинах, для предупреждения накопления зарядов статического электричества добавляют присадки, содержащие соли магния и хрома.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector