Двигатель во время работы дергается
Проблем, из-за которых автомобиль может ехать рывками (дергаться) может быть просто огромное количество и у каждого автомобиля они индивидуальны. Это могут быть как проблемы с топливной системой, так и трансмиссионные проблемы. Давайте рассмотрим каждые из причин.
Топливные проблемы
Проблемы связанные с подачей топлива в двигатель.
Бензонасос
Все автомобили на инжекторном двигателе оснащены топливным насосом нагнетающим давление в топливную систему. Нормальное рабочее давление насоса достигает 10 кг/см³. Со временем насос может потерять свою былую мощность из-за старения или загрязнённых фильтров, тонкой и грубой очистки топлива, что приведет, несомненно, к потере давления и неправильной работе ДВС.
Форсунки
Еще одним важным показателем в топливной системе являются форсунки. Они распыляют топливо в ГБЦ двигателя, смешивая его с воздухом и подавая в камеру сгорания. Со временем распылитель форсунки забивается грязью и нагаром что способствует неправильному и даже недостаточному распылению топлива, что приводит к неравномерной работе всего ДВС.
Проблемы зажигания
Проблемы связанные с образованием искры в двигателе.
Свечи
Для зажигания топливной смеси в автомобиле используются свечи, которые вырабатывают искры в камере сгорания тем самым, поджигая топливовоздушную смесь. Со временем свечи из-за низкого качества топлива, коего полно на просторах РФ, покрываются нагаром или из-за воздействия высоких температур меняют свой зазор, что приводит к неправильной работе ДВС.
Провода
Свечные провода так же играют не малую роль в работе двигателя, именно они передают высокое напряжение от катушки до свечи. Изоляция данных проводов выполнена из силикона и под воздействием высоких температур и времени подвергается высыханию и, следовательно, трещинам. Высокое напряжения, идя через провод с трещиной, способно пробиваться на корпус и тем самым даже не доходит до свечи, особенно ярко это заметно при высоких оборотах и когда автомобиль работает под нагрузкой.
Катушки
Модуль зажигания является элементом, который вырабатывает искру на цилиндры, при его выходе из строя отказывают цилиндры, но зачастую случается, что модуль может отключаться из-за температуры или нагрузки. Кстати модуль зажигания, в более современных автомобилях уже отсутствует, на его смену пришли индивидуальные катушки зажигания, которые помогли избавиться от проводов и их болезней. ИКЗ надевается прямо на свечу и вырабатывает искру именно для одного цилиндра, в который она установлена.
Проблемы с трансмиссией
Проблемы связанные с коробкой передач, приводами и колесами.
КПП
Коробка передач отвечает за передвижение автомобиля. Поломки в ней возможны очень часто, особенно если это довольно сложная автоматическая КПП, в которой приходится часто менять масло и следить за его качеством. Поломки в КПП могут быть как в подшипниках, в валах, в сцеплении.
Привода
Привода автомобиля или карданы, которые передают вращение от КПП до колес, тоже могут являться причинами из-за которых дергается автомобиль. Износ шарниров равных угловых скоростей способен образовать люфты между КПП и колесом что приведёт к рывкам. Так же и с карданной передачей, будь она на крестовине или ШРУСе ее износ сулит стуками и рывками.
Колеса
Колеса, имеющие неравномерный износ, а именно эллипсность способны создавать рывки на машине когда она перемещается с определенной скоростью наиболее сильно это заметно на ровной дороге при скорости 40 км/ч.
Главная причина плохой реакции на нажатие педали газа
Она практически всегда одна: обеднённая или наоборот — обогащённая топливная смесь. Именно из-за этого коленвал двигателя может продолжать вращаться даже после того, как педаль газа отпустили, или наоборот, не начинает вращаться сразу после того, как газ нажали. Первопричина — неправильная смесь. А вот неполадок, из-за которых смесь становится таковой, существует множество. Перечислим самые распространённые причины провалов мощности и способы их устранения.
Топливное голодание
Рывки при разгоне могут быть признаками нарушений на любой части всего маршрута подачи топлива из бака в двигатель. ДВС чувствителен к разгерметизации топливной магистрали и проблемам утечки из неё топлива. Повреждение топливопровода может привести не только к тому, что при резком нажатии на газ машина не реагирует сразу, но даже к пожару или взрыву. Поэтому разумным первым шагом в диагностике топливного голодания будет осмотр пространства под автомобилем на предмет утечек топлива.
Подозрения также должен вызвать запах бензина в салоне или багажнике.
Проверка фильтра и бака
Топливный фильтр отвечает за очистку бензина до того, как последний попадёт в систему впрыска. Он может быть забит мусором, грязью и другими частицами из бака или топливными взвесями. Обычно фильтр прикреплён внутри моторного отсека на основной магистрали до системы смесеобразования. Если нет определённости в отношении даты его последней замены, то забитость фильтра как возможную причину рывков при разгоне следует рассмотреть более внимательно. Чтобы понять, является ли проблемой именно он, необходимо:
- Физически осмотреть топливный фильтр. Если визуально очевидно, что он загрязнён, то, вероятно, его непроходимость и вызывает ограничение потока топлива к двигателю.
- Проверить на герметичность соединения в местах сращивания топливопроводов корпусом фильтра. Нередки случаи ослабления соединений до разгерметизации системы.
Если эти проблемы обнаружены, следует заменить топливный фильтр и затянуть резьбу на соединениях.
Затем убедиться, что утечка прекратилась, и протестировать работу двигателя снова. В некоторых случаях может оказаться засорённой система вентиляции бака. Проблема незаметна при полном баке, но с его опустошением может проявить себя провалами при разгоне.
Устранение проблем с насосом
Топливный насос в современном автомобиле чаще всего погружного типа и работает на электроприводе. Его задача заключается в выкачивании топлива из бака и проталкивании его по топливопроводам в нужном направлении. Открытие дроссельной заслонки влечёт за собой увеличение расхода топлива. Соответственно, насос в этом случае повышает давление, чтобы удовлетворить потребности двигателя в бензине.
Проблемы в работе насоса могут привести к рывкам при наборе скорости. Как правило, такие симптомы свидетельствуют о первых признаках его износа.
Для анализа и устранения неполадок, связанных с работой топливной помпы, потребуется профессиональное диагностическое оборудование для сканирования и интерпретации кодов ошибок. Или придётся снять насос и проверить его работу. При подозрениях на его неисправность рекомендуется полная замена.
Дергается двигатель, причины
Двигатель может дергаться на холостом ходу или при движении автомобиля. Причины этой неисправности связаны с карбюратором, топливной системой, системой зажигания или самим двигателем (клапана, поршневая и пр.).
Попробуем устранить неисправность на примере карбюраторного двигателя 21083 автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099.
Причины неисправности: двигатель дергается на холостом ходу
Признаки неисправности: двигатель «подтраивает» — работает неровно на ХХ. В глушителе слышны хлопки, повторяющиеся с определенной периодичностью.
— Неисправна система зажигания
В первую очередь следует проверить свечи зажигания. Так как возможно вышла из строя одна из них («пробит» изолятор, загрязнены или обгорели электроды), из за чего и происходят пропуски воспламенения топливной смеси (см. фото выше).
Аналогичный эффект будет при неисправности какого-либо высоковольтного провода, окисления или разрушения контактов в/вольтных проводов или контактов в крышке трамблера, «пробитой крышке трамблера».
Крышка трамблера 2108
Так же двигатель дергается если угол (момент) зажигания установлен неправильно или вышел из строя помехоподавительный резистор в крышке. Проверяем состояние элементов системы зажигания: «Проверка системы зажигания».
— Неисправен карбюратор
Нарушена подача топлива через систему холостого хода карбюратор в двигатель автомобиля (либо слишком бедная, либо слишком богатая).
Засорена система холостого хода карбюратора (жиклеры, каналы). Прочищаем систему холостого хода: «Прочистка системы холостого хода».
Видимые элементы СХХ карбюратора 2108, 21081, 21083 Солекс при снятой крышке
Возможно неисправен или неправильно установлен электромагнитный клапан (ЭМК). Проверяем: «Особенности установки ЭМК».
«Переливает» карбюратор по причине не герметичности игольчатого запорного клапана, повышенного уровня в поплавковой камере, засорения воздушного жиклера СХХ. Топливная смесь в этом случае переобогащена, заливает свечи, нарушается процесс горения в камерах сгорания, двигатель дергается так как цилиндры то работают, то нет. Подробнее: «Переливает карбюратор, причины».
Или имеется «подсос» постороннего воздуха в карбюратор, что обедняет топливную смесь. См. «Подсос воздуха в карбюратор».
— Неисправен двигатель автомобиля
Например, не отрегулированы или прогорели клапана. Или компрессия в цилиндрах не одинаковая (разброс по цилиндрам более чем на 1,5 единицы).
Причины неисправности двигатель дергается при движении автомобиля
— Засорена система питания двигателя
Нарушение подачи топлива из бензобака в карбюратор и далее в двигатель из-за сильного засорения топливной системы (топливозаборника в баке, фильтров). Проверяем и прочищаем бензобак и (или) топливную систему. Особое внимание на прочистку заборника топлива в бензобаке.
Дергается двигатель из-за засорения фильтра на топливозаборнике
— «Пробиты» элементы системы зажигания
Нарушение в работе системы зажигания. Возможно проблема в утечке тока на «массу» из-за пробитой крышки трамблера, бегунка, крышки катушки зажигания и пр.
— Неисправен центробежный регулятор опережения зажигания
Заедают грузики, поломаны или ослабли их пружины. Подробнее: «Проверка центробежного регулятора опережения зажигания».
Примечания и дополнения
— К иным причинам того, что двигатель автомобиля дергается на холостом ходу или в движении можно отнести разрушение его опор (подушек).
«Перебои в работе двигателя»
Первый случай
При нормальном движении мотор на средних оборотах работает безукоризненно, а вот при снижении их, и особенно при нажатии на рычаг тормоза, двигатель ЧЗ-350 даст сбои – работает то левый, то правый цилиндр. Увеличишь обороты – другой цилиндр рывком подключается к первому. Все это очень неприятно.
Да, нам это знакомо. Причина? Она, как правило, в том, что слабо заряжен аккумулятор – настолько, что при низких оборотах, когда генератор отключается от внешней цепи, энергии аккумулятора для работы обоих цилиндров не хватает. А тут еще вы включаете мощный дополнительный потребитель – лампу стоп-сигнала. Тотчас в одном из цилиндров – там, где условия для возникновения искры чуть хуже, свеча перестает работать.
Это свойственно многим мотоциклам, но особенно ЯВЕ-634 и ЧЗ-472, генераторы которых при 1800-2000 об/мин еще не обеспечивают достаточного заряда батареи. Значит, надо, проверив состояние генератора, реле, всей электрической цепи и самой батареи, обратить внимание на стиль вождения, не злоупотреблять низкими оборотами.
Второй случай
Мотор приемлемо работает на холостом ходу, а при движении наблюдаются странные перебои – секунду работают два цилиндра, потом один, снова два и так далее. Сняв крышку генератора, вы обнаружили, что конденсатор не закреплен винтом на корпусе, а просто лежит на нем, едва касаясь. На ходу от вибраций контакт с корпусом нарушался и соответствующий цилиндр выключался. Что ж, бывает и такое.
Вообще в системе зажигания может быть начало причин нарушений в работе мотора. Это, во-первых, как в приведенном здесь случае, плохой контакт там, где нужен хороший. Бывает, и, наоборот, возникает недопустимый контакт с «массой», когда, например, изолированный провод прерывателя касается его деталей.
При неисправной свече редко случаются продолжительные перебои, чаще такая свеча почти сразу замасливается и мотор, став «одноцилиндровым», работает уже ровно, но как маломощный. А вот при неисправных конденсаторе или катушке зажигания возможны самые разнообразные перебои, в зависимости от особенностей дефекта. Мы не случайно здесь рассматриваем двухцилиндровый мотор («Юпитер», ЯВА): он дает возможность нагляднее представить тот или иной дефект.
Если один из цилиндров время от времени самопроизвольно отключается, а когда поменяете местами катушки, дефект следует за одной из них, значит она не в порядке. Это, кстати, самый простой метод проверки свечей, конденсаторов, колпачков, проводов и т. п. Обнаружив неисправный элемент системы, лучше всего заменить его новым. Ну а в пути приходится искать другие выходы, например, ставят конденсатор от автомобильного распределителя.
Многие дефекты, связанные с пробоями изоляции (например, в катушке), удается обойти, заизолировав соответствующее место. Катушку, замыкающую на корпус, например, подвешивают так, чтобы она оказалась подальше от «массы» мотоцикла. В пути, не имея возможности проверить ее, приходится действовать наугад: дефект может быть совсем иной. Но иногда и такой подход помогает. В общем, когда дело касается электрооборудования, многих выручает простая смекалка (впрочем, как и в других случаях). Сами же дефекты электрической системы мотоцикла могут быть столь разнообразными, что пусть на нас не обижаются те, кто ждал конкретных заочных указаний, что и как в «Юпитере» или «Восходе» чинить. Даже в мастерской, изучая «живой» мотоцикл, не всегда сразу находят дефект.
Третий случай
В конце энергичного разгона или даже просто при равномерном движении с достаточно большой скоростью, иными словами, когда мотор работает с высокой мощностью, происходят рывки. На секунду-другую он может полностью остановиться, потом «подхватить», затем снова заглохнуть… Наблюдательный водитель обычно замечает, что снижение темпа движения (мощности мотора) позволяет ехать спокойно, поэтому без дальнейших приключений добирается до дома, не нужно только излишне подгонять машину.
Что же происходит? Наиболее типичная причина – ухудшение поступления топлива в поплавковую камеру карбюратора. Например, в результате засорения магистрали возле крана, у игольчатого клапана и т. п. Когда мотор работает с небольшой нагрузкой, расход топлива мал, его уровень в карбюраторе успевает поддерживаться на нужной высоте и мотоциклист может даже не знать, что магистраль засорена. А при работе с полным газом расход резко увеличивается, уровень в поплавковой камере начинает падать, пока смесь, обедняясь, не перестанет вообще воспламеняться, – обычно в этот момент в карбюраторе сухо. Мотор глохнет. Если, как обычно бывает, выжать сцепление, а через несколько секунд снова включить, мотор может ненадолго заработать, потому что в карбюратор натечет немного бензина. Затем картина повторится. Перед тем, как полностью остановиться, мотор в этом случае работает неустойчиво, рывками, мотоцикл на ходу неприятно прыгает.
Что тут делать, думается, ясно – очистить магистраль от грязи. Но вот бывает странность: грязи-то нет! Оказывается, не редкость и такое. Вы забыли, что бензин из бака не пойдет, если сверху, через вентиляционное отверстие пробки, не поступает воздух. Значит, следите и за тем, чтобы это маленькое, но важное отверстие оставалось чистым.
Весьма похожая картина бывает и тогда, когда в карбюраторе перед главным жиклером оказалась, на языке мотолюбителей, «рыба», то есть крупная соринка. Всплывая и опускаясь, она часто действует как заправский клапан, то открывая, то закрывая отверстие жиклера. Надо помнить, что иногда такая «рыба» образуется из воды, оказавшейся в карбюраторе после стоянки под дождем или попавшей туда иными путями (например, сконденсировавшейся при колебаниях температуры).
Несколько иной вид перебоев в работе мотора вызывает другая неисправность топливной системы – нарушение поступления к мотору чистого и в нужном количестве воздуха. Тут уж смесь может обогащаться настолько, что отказывается воспламеняться от искры. А раз и состав смеси не совсем постоянен из-за колебаний струи воздуха, и мощность искры колеблется, и газообмен в цилиндре нарушается – он работает через такт. Мотор, как говорят, «двоит», издавая «жесткий» звук. Иногда это сопровождается детонационными стуками. Одновременно наблюдается обильное дымление (у двухтактного мотора дым становится почти белым вследствие избытка масла), резко растет расход бензина, а мощности почти нет.
Если такие перебои возникли внезапно, на ходу, хотя за секунду до того мотор работал прекрасно, чаще всего надо искать лишь тряпку, которую из-за вашей небрежности засосал воздухоочиститель. С этим сталкиваются едва ли не все начинающие – любят хранить тряпки под седлом, где размещается воздушный фильтр.
Реже бывает другое – двигатель работает с перебоями, а карбюратор буквально залит бензином, под ним лужа. Тут чаще всего виноват либо сор, почему-то оказавшийся в игольчатом клапане поплавковой камеры (например, из-за отсутствия или неисправности фильтра), либо чрезмерный износ самого клапана, когда игла неплотно закрывает отверстие. Встречается иногда и повреждение поплавка – пробои, трещина по пайке и т. п. Он тонет, и топливо течет без ограничения. В этих случаях мотор обычно после перебоев глохнет совсем, так как смесь становится чрезмерно богатой и не воспламеняется.
Если так случится, немедленно закройте кран. Известно немало случаев, когда избыток топлива не столько вытекает наружу через дренажное отверстие поплавковой камеры, сколько, затопив карбюратор, уходит в двигатель. После этого мотор не то что пустить, а порой и провернуть кик-стартером не удается. По этой же причине никогда не оставляйте кран открытым на стоянке.
Заканчивая разговор о системе питания, остается высказать надежду, что большинство владельцев машин с бумажным воздухофильтром («Минск», ИЖ-ПС, ЯВА и др.) знает: бумажный элемент ничем нельзя смачивать, а тем паче маслом, как все-таки иной раз делают.
Заключение
Чтобы обезопасить себя от такого рода поломок и неисправностей, следует пополнять запасы топлива на проверенных заправочных станциях. Или если вы в пути, не гнаться за самыми дешёвыми ценами на довольно подозрительных заправках. Это может вылезти в дорогостоящий ремонт авто. Так же следите за состоянием расходных материалов. Производите их замену регулярно.
Для того чтобы не путаться, когда и что было поменяно, можно завести журнал технического ремонта авто и туда записывать все замены деталей и километраж, на котором это было произведено. Это даст возможность менять расходные материалы не тогда, когда уже начали происходить рывки при разгоне, а преждевременно.
Неисправности обоих типов могут возникнуть по большому множеству причин.
Проблемы с двигателем
Причины неровной работы ДВС в свою очередь также делятся по двум основным причинам:
- Перебои в подаче топлива.
- Перебои в работе зажигания.
Нет смысла рассматривать сложные поломки топливной системы. Их диагностируют и устраняют только специалисты в оборудованных сервисах. Речь о том, что каждый автовладелец может устранить своими силами.
- В баке осталось мало бензина. При езде остатки топлива плескаются, и иногда попадают в насос, двигатель сразу полностью не глохнет.
- Забился топливный фильтр.
- Залито крайне некачественное топливо.
- На дне бака собрался водяной конденсат.
Удаление воды из бака уже требует определенной квалификации.
Неисправности топливной системы на каждой марке авто могут быть разными. На старой классике топливный насос имеет рычаг ручной подкачки. Достаточно снять топливный шланг, ведущий от насоса к карбюратору и несколько раз качнуть рычаг. При исправной подаче из бака и насоса топливо будет поступать из снятого шланга. Тогда проблему следует искать дальше, в карбюраторе.
Неисправности системы зажигания
Простые неисправности системы зажигания:
- Свечи требуют замены, или чистки и прокалки.
- Неисправны свечные провода.
Простая диагностика системы зажигания — проверка искры. Свечи выкручиваются, кладутся на корпус блока цилиндров для контакта на массу. Двигатель проворачивается стартером. Визуально определяется наличие и стабильность искры. Нет искры – ищут проблему. В первую очередь меняют свечи.
Другие неисправности подачи топлива и системы зажигания составляют огромный список. К тому же, очень многое зависит от марки автомобиля и года его выпуска. Разные проблемы у карбюраторных и инжекторных двигателей. Отличия в работе ДВС с газобаллонным оборудованием и дизельных. В системе зажигания большие отличия в старых автомобилях с механическими контактами и новых, с электронными системами.
Как правило, автомобилисты со стажем хорошо знают свои старые автомобили и вполне могут сами устранить ряд небольших проблем: почистить контакты, отрегулировать зажигание, заменить датчик холла и свечные провода, заменить фильтр и топливный насос и т.д.
Современные автомобили со сложными топливными системами и компьютеризированным зажиганием во всех случаях, кроме вышеперечисленных простых проблем, следует загонять на квалифицированную диагностику в автосервисы.
Проблемы с трансмиссией
При рывках во время движения со стабильно работающим двигателем причины в механических неисправностях КПП, сцепления, карданного вала, шестерней редуктора ведущего моста. Как правило, неполадка сопровождается шумами, стуками, по которым можно примерно определить место расположения проблемного узла.
Рывки механического происхождения редко появляются сразу. Чаще этому предшествует шум, вибрации или другие признаки неполадок. Только потом может, например, срезаться часть зубьев на шестерне в любом узле, и появятся проскоки в передаче крутящего момента.
Поэтому при появлении первых шумов лучше сразу загнать машину на диагностику, чтобы не доводить до большого ремонта.
Ещё одна причина движения рывками и с затруднениями, характерная для новичков, не относится к неполадкам. Иногда неопытные водители начинают движение, не сняв машину с ручного тормоза.