Двигатель газ м20 схема
ГАЗ-М-20 «Победа». Легендарный легковой автомобиль Горьковского автозавода
Перед ВОЙНОЙ нашей промышленностью выпускались три базовых модели легковых автомобилей ЗИС-101, ГАЗ-М1 и КИМ-10-50. Они не были самостоятельными разработками, а являлись лишь творческим переосмыслением зарубежных образцов
После войны ситуация могла бы повториться, если бы с 3 по 8 февраля 1943 года в Москве, сразу после Сталинградской битвы, не прошло собрание, посвященное послевоенным направлениям развития отечественной автомобильной промышленности
Главный конструктор ГАЗа Андрей Александрович Липгарт представил на рассмотрение концепцию послевоенного развития модельного ряда своего завода практически на уровне технического задания, так как наброски по будущей легковой машине ГАЗ-25 делались с зимы 1941-1942 года.
Образцом для ГАЗ-М20 был выбран трофейный «Опель Капитан» (Opel Kapitan) образца 1939 года с несущим кузовом. Чтобы сэкономить время, «скелет» кузова и переднюю подвеску с него скопировали практически без изменений. Но внешне наша машина не повторяла «Опель Капитан» и являлась самостоятельной разработкой.
В конце 1943 начале 1944 года на автозаводе был готов полноразмерный фанерный образец ГАЗ-М20, а к 6 ноября 1944 года полноценный ходовой образец
На осмотре новых советских автомобилей в Кремле 19 июня 1945 года Сталин сказал «Вы тянетесь за ЗИС-110, а малолитражка будет тянуться за вами, такая конкуренция недопустима». Генсек перешел к осмотру двух фордовских машин 1939 и 1942 года выпуска, выставленных по соседству для сравнения. Потом вернулся к образцам ГАЗ-М20, задав, наконец, вопрос о числе цилиндров двигателя ЗИС-110, ГАЗ-М20 и «Москвича. Когда доложили, что один образец из двух горьковских имеет «шестерку», а другой «четверку», и к производству предлагается первый из них, вождь возобновил свои рассуждения о том, что «это слишком близко к ЗИС-11. Поэтому ГАЗ-М-20 начали оснощать совершенно новой «четверкой» (V-2,12 л, 50 л. с )
В истории отечественного автомобилестроения «Победа» значима тем, что это первый советский автомобиль с несущим кузовом понтонного типа и один из первых серийных такого типа в мире. На ГАЗ-М20 «Победа» впервые в практике отечественного автомобилестроения серийно были применены электрические указатели поворотов и стоп-сигналы, два электрических стеклоочистителя ветрового стекла. Впервые на советском автомобиле такого класса в качестве стандартного оборудования был предусмотрен отопитель салона с обдувом ветрового стекла. Все это позволяет судить о «Победе» как о действительной победе отечественной инженерной мысли
Первые серийные машины собирали практически вручную, по обходным технологиям. До конца года таким способом смогли построить всего 23 машины. В начале 1947 года заработал ленточный сборочный конвейер
С весны этого же года во внешности автомобилей произошли первые изменения, так называемая «трехэтажная» решетка радиатора уступила место «двухэтажной». Подфарники стали более простой формы, появилась поперечина между клыками на переднем бампере. В таком виде машину опять показали в Кремле 28 апреля 1947 года отрапортовали о запуске в серийное производство
До 1950 года автомобили «Победа» выпускались с трехступенчатой коробкой передач типа ГАЗ-MI («эмка») без синхронизаторов и с рычагом переключения передач на крышке коробки. Позже на машину устанавливалась коробка типа ЗИМ, с подрулевым рычагом управления и синхронизаторами на 2 и 3 передачах
С 1952 года мощность мотора повысили с 50 до 52 л.с, в основном за счет расширения каналов во впускном коллекторе подачи топливной смеси
К 1955 году на заводе провели вторую масштабную модификацию автомобиля. После которой он получил индекс ГАЗ-М20В «Победа». Чтобы отличать внешне М20 от М20В вместо частой горизонтальной решетки на ней установили новую с массивными декоративными накладками
Однако автомобиль стремительно устаревал и в 1956 году на конвейере Горьковского автозавода появилась новая модель ГАЗ-М21 «Волга», которая полностью заменила «Пабеду» в 1958 году
В 1948-1953 в производственную программу завода входила также модификация с кузовом кабриолет (облицовка радиатора аналогична машинам 2-ой серии, а вот кабриолетов с решеткой М20В уже не было)
Отдельно следует сказать, что многими таксопарками, автобазами и ремзаводами из автомобилей, выработавших свой ресурс, делались разнообразные пикапы и фургоны. При этом, никакой единой схемы переделки не существовала и потому существовало огромное количество вариантов переделок
За все время заводом ГАЗ было выпущено 241 497 автомобилей ГАЗ-М20 «Победа» различных модификаций
P.S. Баянометр немного сломался
Технические характеристики Газ Победа
Популярность автомобиля Победа М 20 обусловлена не только особым подходом к созданию кузова, но и технические характеристики автомобиля. Ниже рассмотрим особенности авто.
Общие технические параметры:
Технические параметры | Значения |
---|---|
Габариты (ДхШхВ), м | 4,665х1,695х1,64 |
Колесная база, м | 2,7 |
Клиренс, см | 20 |
Объем мотора, л | 2,112 |
Тип топлива | бензин |
КПП | трехступенчатая механика |
Расход горючего, л / 100 км | 13,5 |
Вес, т | 1,35 |
Разгон до 100 км/ч, сек | 45 |
Двигатель
На этапе проектирования предусматривалось два типа силовых агрегатов — с 6-ю и 4-мя цилиндрами. Оба мотора представляли собой версии 6-цилиндрового двигателя Газ 11 (аналог Додж Д5, документация по которому была выкуплена еще в 1937-м). Так, 6-цилиндровый силовой агрегат имел объем 2,7 л и мощность 62 «лошади», а 4-цилиндровый — 2,1 л и 50 «лошадей».
Главным преимуществом первого варианта была большая плавность хода, но из-за большей экономичности было отдано предпочтение 4-цилиндровому варианту.
Что касается двигателя с 6-ю цилиндрами, он использовался только на ограниченном количестве машин, сделанных по специальному заказу.
Базовые характеристики мотора:
- объем — 2,112 л;
- мощность — 50-52 «лошади» (с учетом модификации);
- рекомендуемое топливо — АИ-66.
Несмотря на слабую динамику, мотор Газ М20 отличаются надежностью и длительным ресурсом. Но его было явно мало для разгона столь тяжелого авто. Для такой машины больше бы подошел 6-цилиндровый вариант, но от него пришлось отказаться из-за тяжелого послевоенного положения.
Трансмиссия
На автомобиле установлена 3-ступенчатая КПП, сделанная на базе Газ М1 без синхронизаторов. Задачу последних исполняли так называемые муфты легкого включения. Ручка переключения скоростей находится в днище между сидением водителя и пассажира. В первые годы 50-х была введена КПП от ЗИМ с ручкой, расположенной на руле и с синхронизаторами на 1-й и 2-й скорости.
Передаточные числа КПП:
- 1-я скорость — 3,115;
- 2-я — 1,772;
- задняя — 3,738.
Задний мост разработан для Газ М20 и использовался только на этом авто.
Конструктивно он состоит из спирально-конических шестеренок основной скорости и нагруженной полуоси. Последние можно достать только после разборки картера основной передачи. При этом ступицы устанавливаются на шейку в виде конуса и крепятся с помощью шпонки, после чего притягиваются с применением гайки.
Подвеска
Одной из особенностей автомобиля «Победа» является подвеска, аналогична той, что установлена на Опель Капитан. При желании автовладельцы могли установить амортизаторы, втулки и иные элементы с этой системы без каких-то последствий для надежности конструкции. Благодаря конструктивным особенностям, подвеска обеспечивала максимальную плавность хода, чем на тот период не могли похвастаться конкуренты.
Сзади установлена классическая рессорная подвеска с гидравлическими амортизаторами 2-стороннего действия, обеспечивающие высокую степень плавности. Здесь же предусмотрена карданная передача, не влияющая на работу всего механизма.
Для фиксации рессор задействованы специальные втулки, которые не требуют смазки и заменившие металлические шарниры. К особенностям Газ М20 стоит отнести большие, как для того времени, колеса. В них предусматривались диски-штамповки с разболтовкой 5х139,7 мм. При этом сам размер составлял 6.00-16.
Тормозная система
Тормоза машины Газ М20 «Победа» работают на все колеса. Для их управления предусмотрено две системы приводов:
- На базе гидравлики. Усилие передается от педали сразу ко всем колесам с барабанными тормозами.
- Дополнительная — работает от ручника автомобиля. Назначение механизма состоит в фиксации автомобиля на стоянке, а также на случай поломки основного варианта.
Конструктивно передние и задние тормоза идентичны и имеют много похожих деталей: колодки, цилиндры, опорные пальцы, эксцентрики и т. д. В задних тормозах предусмотрено дополнительное устройство, предусматривающее раздвигание колодок при пользовании ручником.
Колодки во всех случаях идентичные, но накладки отличаются. Спереди они более длинные, а сзади — короче. Это сделано для того, чтобы износ был более равномерным. Трубопроводы тормозной системы изготовлены с применением медных трубок, способных выдерживать большое давление системы и отличающихся герметичностью.
Внешний вид автомобиля ГАЗ-М-20 Победа
ГАЗ М20 на первый взгляд казался обычным автомобилем, нацеленным удовлетворить средний класс населения. Но стоит только поближе осмотреть дизайн «Победы», как сразу же находишь все новые и новые детали, которые в совокупности формируют весьма насыщенный и яркий внешний вид.
Первая серия «Победы» с удлиненной облицовкой радиатора, 1946 год
Этот автомобиль выглядел даже чересчур современно, не только по сравнению с другими советскими автомобилями, но и многими иностранными марками. Спереди было много хрома, который придавал «Победе» дорогой вид, а сужающийся капот – элегантности. Дизайнеры не один раз переделывали кузов автомобиля, доводя его до неоспоримого совершенства.
Фигурные пороги, эксклюзивные дверные ручки, тщательно проработанный бампер, рубины фонарей и гармонично подобранный цвет кузова – все это создавало ощущение полного комфорта и не вызывало никаких нареканий. К тому же, конструкторы предусмотрели и то, чтобы сами колеса не выступали за крылья, обеспечивая чистоту кузову даже при езде по грязным дорогам. Что касается технических новшеств, но именно «Победа» первой на территории Советского Союза обзавелась указателями поворота и сигналами тормоза.
Горьковский завод. Конструкторы возле первого экземпляра «Победы»
Кстати, конструкторы ГАЗа М20 долго не могли определиться и с выбором более подходящего мотора: одни настаивали на четырехцилиндровом Dodge D5 американского производства, а другие хотели оставить шестицилиндровую версию этого же мотора, который был установленный ранее в автомобиле ГАЗ-11-73.
Вторая серия Победа М20- это модернизированная версия улучшенного качества. Серьезным образом улучшилась надёжность, комфорт и даже динамика и экономичность «Победы». Нормализовался разгон и расход топлива. Был устанавлен отопитель салона, а с 1950 года — коробка с удобным переключением на рулевой колонке. Вторая серия узнаётся по облицовке радиатора с горизонтальными планками двух размеров (разгов. — «тельняшка»).
1955 ГАЗ-М-20В «Победа»
Следущая и последняя модернизация основной модели — третья серия. Автомобиль получил новую облицовку радиатора (разгов. — «улыбка»), более совершенный карбюратор и возросшую мощность двигателя, а также радиоприёмник. Производство «Победы» продолжалось до 31 мая 1958 года.
Всего же с июня 1946 года было выпущено 235999 автомобилей М-20.
Особенности двигателя «Победы»
Подбирая более подходящий двигатель для «Победы» автоконструктор Липгарт сравнивал и анализировал много разных вариантов. Наконец его выбор упал на американца «Dodge-D5». Это был 6-цилиндровый нижнеклапанный мотор, который производился еще с 1928 года и многочисленными испытаниями доказал свою надежность.
Четырехцилиндровый двигатель Dodge D5, изготовленный для «Победы»
Он отличался приличной мощностью (до 62 л.с), наличием термостата, качественной системой фильтрации, жароупорными седлами выпускных клапанов, современной системой вентиляции, плавающим маслоприемником и подшипниками коленчатого типа. Первоначально такие моторы устанавливались на ГАЗ М-11, самоходных установках и даже легких танках.
Чертеж двигателя для ГАЗ М-20
Не смотря на все визуальные преимущества кузова ГАЗ М-20 «Победа», недостатки со временем начали проявлять себя. Первым делом касается это аэродинамики, сила которой находиться в передней части, и даже при небольших порывах ветра автомобиль начинает заметно «уносить» в сторону.
Кузов ГАЗ-М20 «Победа»
Конструкция самого кузова цельная, с поперечной балкой подвески и внушительным толом. Приятным удивлением для покупателей стало наличие багажника. Но как показала практика, из-за большого веса крышки багажника, петли быстро ломаются.
Первые испытания на прочность кузова ГАЗ-М20
Бампер «Победы» массивный, из толстой стали, с трехслойным хромированием.
Конвейер на заводе им. Молотова, ГАЗ-М20 «Победа», 1946 год
Если говорить об обзорности Победы, то здесь есть к чему придраться. Во-первых – это маленькое заднее стекло. Оно изготавливалось из сталинита и советских завода и очень часто попадалось с браком (кривизна, волнистость). Во-вторых – это отсутствие обогрева стекла. Что касается печки, то она работает отлично и может быстро согреть зимой, а также – качественно обдуть передние стекла. Но эта роскошь доступна только во время движения. Стоит только остановить автомобиль и о своей чудо-печке можно забыть.
Руль у Победы очень удобный, большой и легко крутиться. По большому счету, системой управления можно гордиться. Ее конструкция проста, но очень надежна. Тормоза на ГАЗ М20 установлены барабанные, но их недостатком являются изогнутые манжеты, которые в зимний период часто подтекают. Особого внимания заслуживает ручник. Он имеет внушительные размеры и располагается под приборной панелью.
С опытом водители заметили: для того, чтобы первая передача включалась тихо, надо было вначале включить вторую, а затем – на первую. Сцепление, при этом, всегда держать выжатым. Именно в Победе были такие инновации, как обдув, печка и электронные указатели поворотов.
Экспорт в страны Европы и мира
Именно благодаря этому автомобилю об СССР заговорили другие страны. Победа стала одним из первых легковых автомобилей, который пустили огромными партиями на экспорт для массового использования. К ее уровню дотягивал, разве что, Москвич-400. До этого времени от Советского Союза могли поступать только некоторые грузовики, и то небольшими партиями.
ГАЗ М20 «Победа» мгновенно приглянулась финнам, которые чаще всего ее использовали для такси. Но уже за короткий строк она обрела большую популярность странах Скандинавии и заказы на этот автомобиль поступали регулярно. Кстати, Бельгия тоже почти сразу сумела рассмотреть это «чудо на колесах» и даже умудрялась через собственных дилеров самостоятельно ввозить Победу в Англию и США.
Модель ГАЗа М-20, изготовленная на экспорт. Австрия, город Вена, 1951 год
На этот автомобиль никаких нареканий не было, а от западных братьев поступали только хорошие отклики и слова благодарности. В 1952 году англичане провести тест-драйв «Победы» и в известном автожурнале «Motor» сделали весьма ожидаемое заключение: «Интересный автомобиль, комфортабельный, имеет достойное качество изготовления, высокую проходимость и яркий внешний вид. Но уж слишком шумная она и с плохой динамикой».
В 1953 году уже американцы захотели протестировать нашу Победу и даже опубликовали в журнале «Cars» подробный обзор модели. Их вывод тоже можно назвать весьма удовлетворительным. США хвалило Победу за хорошую конструкцию, но утверждали, что она «копирует» их отечественного Форда, а еще – слишком тяжелая и не обладает хорошей мощностью. Но время шло и многие западные страны, перенимая опыт у своих соседей, каждый год создавали все новые и новые модели автомобилей.
И вот уже к 1957 году Победа позиционировала себя как устаревшая, малофункциональная и неудобная модель. Но, даже не смотря на такой «приговор», ее популярность не падала, особенно на родине.
ГАЗ М-20 «Победы стала настоящей звездой экрана. Этот автомобиль прославился благодаря фильмам «Дело № 306», «К Черному морю», «Выйти замуж за капитана», «Иван Бровкин на целине», «Дело «пестрых»», «Журов» и т.д.
1000-й экземпляр Победы сошел с конвейера, 1948 год
Модификации М 20 «Победа»
В целом модификаций у «Победы» не так уж было и много. За все двенадцать лет массового производства она дважды подвергалась модернизации, и все автомобили имеют условное разделение на три серии:
- ГАЗ М20. Базовая модель, машины первой и второй серии.1-ая серия (с 1946 по 1948 годы выпуска) выпускалась небольшими партиями, в серии много было брака и недоработок. Одно время было даже приостановлено производство, но с 1949 года начался выпуск второй серии «Победы». Были внесены значительные усовершенствования, выпуск продолжался до 1954 года;
автомобиль модификации ГАЗ М 20В
14тыс. автомобилей.
Изготавливались и небольшие партии М20 для служб безопасности, создавался супер кабриолет для проведения военных парадов, также в малой серии существовала и спортивная модель. В целом ГАЗ М20 «Победа» зарекомендовал себя с положительной стороны, и занял достойное место в истории отечественного автомобилестроения.
Тюнинг салона
Одним из вариантов тюнинга салона является использование стиля ретро. В таком случае используются оригинальные или максимально похожие на них элементы.
Вторым направлением салонного тюнинга является осовременивание интерьера машины. Не редко устанавливается мощная акустика. Размещение водителя и пассажиров становится более комфортным. Стоимость салонного тюнинга нередко превышает 100 тыс. рублей.
ФРУКТЫ
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
ГАЗ 20 Победа, 1953 г
Купил ГАЗ 20 Победа у знакомого, она долго стояла у него, за несколько дней проверил и поехал на родину в отпуск в Архангельскую область, все смеялись надомной, так хоть бы что сломалось, а это 1000 км в одну сторону. Только одно неудобство, что расход у неё 12 л на 100 км, зато по трассе все показывали палец вверх. На джипы не смотрели как на неё, спрашивали разрешения сфотографироваться около её, на одном посту остановили ГБДД, забыл один документ, они написали его от руки и отпустили, а это подделка документов. На родине то же удивились, мол, как это я доехал, там песок. Но на третьей передаче почти с места ГАЗ 20 Победа пыхает, но едет, и такой же вопрос был по приезду, неужели доехал, делали же, молодцы.
Достоинства : управляемость хорошая, но радиус поворота большой, надёжная и легкая в эксплуатации.
Недостатки : возраст. Расход топлива.
ГАЗ 20 Победа, 1952 г
Первый мой автомобиль. Достался ГАЗ 20 Победа случайно, но остался насовсем, хотя периодически поступают предложения о покупке (400 тыс. руб. последний раз), сам стал третьим хозяином. По молодости эксплуатировал нещадно, за три года без ремонта пробег составил 178 тыс. км, весь край и соседние области прошла сама, видела оба моря без какой либо натуги, забирала обоих детей из роддома (надо было видеть лица сестер, когда из детства их родителей появлялось авточудо наяву). И по всем этом была помощником по дому (свое хозяйство). После капитального ремонта (мой единственный ремонт своими руками) используется ГАЗ 20 Победа редко, но продавать, несмотря на сетования супруги не намерен. Преемственность, патриотизм, и космически красивая модель отечественного автопрома.
Достоинства : плавный ход независимо от типа дороги, непритязательность к виду топлива, высокая надежность, легка в управлении и эксплуатации, сосредоточие разных временных эпох и продуманность технических решений.
Недостатки : расход. Коррозия. Радиус поворота.
ГАЗ 20 Победа, 1953 г
Покупка ГАЗ 20 Победа получилась внезапной, на эту модель никогда даже не смотрел, пока на работу не пригнали этакий автомобиль. Я с удивлением смотрел и не мог понять, что за марка. Это была любовь с первого взгляда. Через несколько дней ГАЗ 20 Победа увезли и вот тогда я занялся поиском такой машины. В итоге потрачено много времени было и купля я свою красавицу 1953 года рождения в республике Хакасия. Машина была вся в оригинале, в бардачке была даже икона, купленная в 1953 году, но требующая косметики и, причем глубокой косметики во всем. Вез сам своим ходом. Т.к на ГАЗ 20 Победа стояло все родное — на дорогу я потратил 110 литров бензина АИ-80, ничего не сломалось, не считая вылетевшую пробку с двигателя, куда заливаем масло (решил проверить машину на максимум с горочки-110 км/ч). На следующий день я не мог двигать руками, болело все тело, ведь ГУРа не было. Вот так и появилась у меня Победа М-20. Сначала решил восстановить в оригинале, купил донора, но потом из донора сделал то, что есть сейчас, а ту, которую пригонял сам, продал знакомым ребятам. Донор был 1955 года, с идеальным хромом и отличным кузовом. Машина вся луженая. Как говорится первый блин комом, я не знал с чего нужно начинать, и занялся кузовом. Сделав кузов начал ставить двигатель, двигатель был от 24-й Волги, он мне показался слабеньким и я купил новый 406 инжекторный Волговский двигатель 150 лошадиных сил. Тут опять переделки с кузовом, несколько месяцев мучения и двигатель с коробкой стоял на месте. Но вот потом на дне города, там проходила выставка ретро автомобилей,ко мне подошел парень и предложил поставить подвеску от иномарки и кондиционер. И вот опять начались переделки и затраты. И вот первый выезд на переделанной ГАЗ 20 Победа. Идет мягко, скорость набирает отлично, аэродинамика порадовала, машина едет теперь все 140-160 км/ч без проблем, двери закрываются мягко и не надо хлопать. В общем одно удовольствие.
Достоинства : удовольствие, а не автомобиль.
Недостатки : их не может быть.
ГАЗ 20, 1953 г
ГАЗ 20 Победа не едет, а плывет, как корабль по волнам. И входя в поворот, вы испытываете крен в ту или иную сторону. Тормозить нужно плавно и загодя. Так надежнее. Резких торможений она не любит, хотя и может. Динамика у машины хорошая. На 30 км в час включаешь третью передачу и погнал. До положенных по паспорту 105 км разгонял, а дальше было страшно. Все-таки машина, не оборудованная ремнями безопасности, как-то располагает к более спокойной езде. Обычно я держу скорость не более 70 км/час. Еще одной особенностью Победы являются её колеса. Они стоят не параллельно кузову, а находятся в глубине. Соответственно, на современной машине пропускаешь ямки и ухабы легко, а тут надо мысленно прикидывать более узкие по сравнению с кузовом шасси. В салоне ГАЗ 20 сидеть очень удобно. Благодаря тому, что рычаг КПП находится на руле, на переднем сиденье спокойно умещаются три человека. Таким образом, машина по паспорту 5-ти местная, а фактически в ней 6 мест. Очень хороший и глубокий гудок сигнала. Как у парохода. Главным недостатком Победы является плохой обзор назад. Боковых самодельных зеркал у меня нет. В дождливую погоду обзор назад вообще отсутствует. Эту ситуацию усугубляют очень маленькие задние фонарики. Сидишь высоко, как в джипе. Когда моя бабушка в первый раз села в ГАЗ 20 Победа, она сразу заметила какой в ней запах. Это запах ее молодости. Он совершенно особенный. Наверно в ней сохранились запахи духов того времени. А может запах начищенной кожаной обуви. Ведь эта Победа возила еще совсем молодыми участников той великой Победы 45. И для них она была символом новой лучшей жизни. Так что Победа — это как машина времени. Позволяет окунуться в детство, юность или просто в прошлое.