Двигатель автомобиля как основное средство
Как новые, так и бывшие в употреблении автомобили приобретают по договору купли-продажи. Если организация покупает транспортное средство у юридического лица, то необходимо оформить счет-фактуру и накладную. Кроме того, нужно оформить акт приема-передачи. Можно использовать форму № ОС-1 или свободную. Кто будет составлять акт (продавец или покупатель) зависит от того, новая машина или нет.
На новые автомобили продавец выписывает накладные, но акт по форме № ОС-1 не составляет, поэтому его нужно будет заполнить самостоятельно.
Если же компания приобрела б/у автомобиль у другой организации, то акт должен составить продавец, включив туда не только данные бухучета, но и сведения, необходимые для расчета амортизации в налоговом учете: амортизационную группу, срок полезного использования и фактический срок эксплуатации.
Вместо отдельного акта продавец вправе выдать УПД. В этом случае нужно попросить дополнительно указать амортизационную группу, срок полезного использования, а также фактический период эксплуатации в универсальном документе. Без них придется устанавливать срок полезного использования, как по новым авто, а это невыгодно.
Далее нужно открыть инвентарную карточку по форме № ОС-6. Образцы бланков ОС-1 и ОС-6 можно найти в Постановлении Госкомстата РФ от 21.01.2003 № 7.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю транспортными средствами в предусмотренном законодательством РФ порядке, не регистрируют транспортные средства, предназначенные для продажи.
Легковой автомобиль (амортизационная группа, ОКОФ)
Легковые автомобили относятся к амортизационным группам в зависимости от их типа.
Большая часть легковых автомобилей относятся к третьей амортизационной группе основных средств (срок полезного использования свыше 3 и до 5 лет).
В то же время, некоторые типы легковых автомобилей, например, Автомобили легковые большого класса, Автомобили легковые высшего класса относятся к 4-й или 5-й амортизационным группам.
Данные о типе транспортного средства, объеме двигателя, разрешенной массе указываются в ПТС (паспорте транспортного средства).
Обоснование
К третьей амортизационной группе основных средств относятся (срок полезного использования свыше 3 и до 5 лет, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы):
— Автомобили легковые (код ОКОФ 310.29.10.2).
К коду ОКОФ 310.29.10.2 относятся:
— 310.29.10.2 Автомобили легковые
— 310.29.10.21 Средства транспортные с двигателем с искровым зажиганием, с рабочим объемом цилиндров не более 1500 см3, новые
— 310.29.10.22 Средства транспортные с двигателем с искровым зажиганием, с рабочим объемом цилиндров более 1500 см3, новые
— 310.29.10.23 Средства транспортные с поршневым двигателем внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия (дизелем или полудизелем), новые
— 310.29.10.24 Средства автотранспортные для перевозки людей прочие
К Четвертой амортизационной группе основных средств относятся (срок полезного использования свыше 5 и до 7 лет, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы):
— Средства автотранспортные для перевозки людей прочие (автомобили легковые малого класса для инвалидов) (код ОКОФ 310.29.10.24)
К Пятой амортизационной группе основных средств относятся (срок полезного использования свыше 7 и до 10 лет, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы):
— Средства автотранспортные для перевозки людей прочие (автомобили легковые большого класса (с рабочим объемом двигателя свыше 3,5 л) и высшего класса) (код ОКОФ 310.29.10.24).
Какие виды легковых автомобилей относятся к автомобилям высшего класса?
Нормативные документы применяют это понятие (например, ОКОФ, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы), но не определяют его значение. В Письме УФНС РФ по г. Москве от 21.12.2011 N 16-15/123396@ указывается на отсутствие значение термина «Автомобили легковые высшего класса» и рекомендуется применять Письмо ГТК России от 26.02.1997 N 04-30/3515 «О классификации автотранспортных средств» . В то же время, в последнем письме нет четких критериев отнесения автомобилей к тому или иному классу. В нем указывается только на признаки, которые при этом должны быть учтены.
В отсутствие четкой нормативной базы, можно использовать международную классификацию автомобилей. Всего выделяется шесть классов A, B, C, D, E, F. Из них к высшему классу относится класс F («люкс», «представительский класс»):
Класс мини (А) — малогабаритные автомобили, длиною не более 3,6 м, и шириною не более — 1,6 м.
Малый класс (В) — малогабаритные автомобили длиной 3,6 – 3,9 м, шириной 1,5 – 1,7 м.
Низший средний класс (С). Длина автомобиля 3,9 – 4,4 м, ширина — 1,6 – 1,75 м.
Средний класс (D) — длина 4,4 – 4,7 м, ширина 1,7 – 1,8 м.
Верхний средний класс (Е) («бизнес-класс»). Длина 4,6 – 4,8 м, ширина свыше 1,7 м.
Высший класс (F) («люкс», «представительский класс»). Длина 4,8 м и более, ширина свыше 1,7 м.
До 2017 года
(с 01.01.2017 изменилось нормативное регулирование вопроса)
К 3-й амортизационной группе основных средств относятся (срок полезного использования свыше 3 и до 5 лет, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы):
Автомобили легковые (Код ОКОФ 15 3410010, кроме 15 3410114, 15 3410130 — 15 3410141).
Таким образом, в общем случае, легковой автомобиль относится к 3-й амортизационной группе.
Автомобили легковые малого класса для инвалидов (Код ОКОФ 15 3410114) — такие автомобили относятся к 4-й амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно).
Автомобили легковые большого класса (с рабочим объемом двигателя свыше 3,5 л) — (Код ОКОФ 15 3410130) — такие автомобили относятся к 5-й амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно).
Автомобили легковые большого класса для индивидуального и служебного пользования — (Код ОКОФ 15 3410131) — относятся к 5-й амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно).
Автомобили легковые высшего класса — (Код ОКОФ 15 3410140) — относятся к 5-й амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно).
Автомобили легковые высшего класса для служебного пользования — (Код ОКОФ 15 3410141) — относятся к 5-й амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно).
Рубрики:
Советуем прочитать
Третья амортизационная группа — Имущество со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно.
Четвертая амортизационная группа — Имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно.
Пятая амортизационная группа — Имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно.
Амортизационная группа — группа объектов амортизируемого имущества (основных средств и нематериальных активов), сформированная на основании сроков полезного использования. Основное назначение амортизационной группы – определение срока полезного использования объекта.
Грузовой автомобиль — Относится к амортизационным группам в зависимости от грузоподъемности и типа. Большая их часть грузовых автомобилей относятся к 3 – 5 амортизационным группам.
Публикации
Типовая ситуация: Амортизационная группа для автомобиля (Издательство «Главная книга», 2021)
Нюансы расчета налога на имущество по ОС со стопроцентной амортизацией
Для расчета налога на имущество в налоговую базу включается остаточная стоимость имущества (ст. 375 НК РФ).
В данном случае она равна 0, т. е. налога к уплате не будет. Но до момента списания самортизированных ОС с учета организация должна включать информацию о них в декларацию либо налоговый расчет авансовых платежей по налогу на имущество (письмо ФНС России от 08.12.2010 № 3-3-05/128).
Обо всех новостях, связанных с заполнением и подачей декларации по налогу на имущество, читайте в рубрике «Налоговая декларация по налогу на имущество организаций».
К какой относится движимое имущество?
Транспорт является основным средством с точки зрения бухгалтерского и налогового учета, так как:
- предназначен для длительной эксплуатации;
- конечная цель применения автомобиля – получение экономической выгоды;
- используется в производственных или управленческих нуждах;
- как правило, всегда стоимость превышает лимит для бухгалтерских и налоговых целей (до 40000 и от 100000 соответственно).
Если организация не планирует заняться продажей автомобилей, то машину можно принять как основное средство.
В налоговом учете для такого объекта обязательно нужно установить амортизационную группу, в соответствии с которой будет определен срок полезного использования для начисления амортизации.
В бухгалтерском учете срок службы можно установить без привязки к амортизационной группе на основе планируемого периода эксплуатации и условий использования автомобиля.
При желании в бухучете можно установить срок использования, равный определенному в налоговом учете по Классификации основных средств. Законодательство это не запрещает.
Кроме того, одинаковое время службы позволит минимизировать возможные расхождения в учетной деятельности.
В Классификаторе предусмотрено 10 амортизационных групп.
Для каждой определен срок полезного использования в виде диапазона лет, в пределах которых можно выбирать любую длительность эксплуатации для расчета амортизации.
О расчете амортизации для автомобилей читайте здесь.
Транспортные средства в зависимости от их вида и целей применения можно отнести к группе со второй по пятую включительно.
Таблица
Легковое авто
Легковые автомобили можно отнести к третьей амортизационной группе, при этом для них установлен ОКОФ 310.29.10.2. Диапазон срока службы от 3 до 5 лет.
Если легковая машина предназначена для инвалидов (ОКОФ 310.29.10.24), то тогда для нее нужно устанавливать 4 группу со сроком от 5 до 7 лет.
Легковые авто с объемом двигателя от 3.5 л большого и высшего класса (ОКОФ 310.29.10.24) относятся к 5 амортизационной группе, начислять амортизацию по ним можно от 7 до 9 лет.
Грузовой транспорт
Грузовики небольших размеров с максимальной допустимой массой 3,5 тонны и меньше относятся к 3 амортизационной группе со сроком от 3 до 5 лет.
Сюда относятся грузовые автомобили как с дизельным, так и бензиновым двигателем (ОКОФ 310.29.10.41.111 и 310.29.10.42.111 соответственно).
Бортовые машины, самосвалы, фургоны, а также тягачи для полуприцепов (ОКОФ 310.29.10.4) включаются в 4 группу, для них возможен период службы от 5 до 7 лет.
К 5-й можно отнести грузовые автомобили грузоподъемностью от 3.5 до 12 тонн и выше с дизельным и бензиновым двигателем.
Автобус
В третью группу для начисления амортизации можно отнести также небольшие автобусы, длина которых не превышает 7,5 метров. Для городских малых автобусов установлен ОКОФ 310.29.10.30.111, для прочих — 310.29.10.30.119.
Автобусы средней длины до 12 м и особо большие до 24 м включительно относят к 4 амортизационной группе и устанавливают для них время эксплуатации от 5 до 7 лет.
В эту же группу попадают как городские автобусы, так и те, что передвигаются между городами – дальнего следования.
Троллейбусы также включены в 4 группу.
Автобусные поезда длиной свыше 16.5 м до 24 м включаются в 5 амортизационную группу, использовать их можно от 7 до 9 лет включительно.
1. Условия принятия к учету
Машина, приобретаемая с расчетного счета организации, и которую в дальнейшем будут использовать в деятельности предприятия, а затраты на ее приобретение пойдут в уменьшение налогооблагаемой базы, необходимо показать на балансе организации. Если стоимость приобретаемого вами имущества превышает 40 тыс. руб. (п. 5 ПБУ 6/01) без НДС, то оно учитывается как внеоборотный актив, а для НУ такое ТС должно превысить 100 тыс. руб. (п. 1 ст. 257 НК РФ). Однако, для их оприходования недостаточно одного лишь критерия стоимости. Согласно п. 4 ПБУ 6/01 такой актив должен соответствовать одновременно следующим критериям (помимо стоимости):
- если такое имущество будет использовано для производства продукции, выполнения работ или оказания услуг, предназначен для управленческих нужд организации, или будет предоставляться ею во временное владение и пользование или во временное пользование
- срок использования актива в деятельности организации будет более 12 месяцев;
- объект не был приобретен для последующей перепродажи;
- актив в будущем способен принести доход.
Автомобиль учитывается на балансе по той стоимости, за которую он был приобретен. Если вы его зарегистрировали в ГИБДД и при этом он соответствует всем четырем критериям, приведенным выше, то, согласно правилам бухгалтерского учета, автомобиль можно оприходовать как внеоборотный актив.
Кроме того в целях принятия на баланс транспорта, приобретаемого индивидуальным предпринимателем, имеет значение то, на кого оформляется следка купли-продажи, а также какова цель дальнейшего использования такого ТС. Поэтому в целях признания контролирующими органами правомерности операции по купле-продаже, она должна быть оформлена на индивидуального предпринимателя, а не на физ.лицо, как и все первичные документы и оплата также должны быть от лица ИП. Кроме того, приобретение и дальнейшее использование автотранспорта должно быть направлено на предпринимательскую деятельность, что подтверждается путевыми листами с указанием маршрутов и пунктов назначения. В таком случае дальнейшие затраты, такие как топливо и запчасти могут быть признаны расходами предпринимателя и приняты к НУ.
Однако, в случае с ИП спорным остается момент приобретения легкового автомобиля, поскольку письма Минфина (письмо от 26.03.2008 г. № 03-04-05-01/79) и заключения камеральных налоговых проверок зачастую признают неправомерность принятия к учету и на затраты ИП стоимости легковых автомобилей. Предпринимателям приходится через суд доказывать правомерность таких операций. Поэтому приобретая легковой автомобиль индивидуальный предприниматель может столкнуться со сложностями принятия к расходам в своей деятельности.
Легковые автомобили
СПИ легковых автомобилей можно определить в зависимости от габаритов и объема двигателя машины:
- от семи до девяти лет – большие автомобили объемом двигателя от 3,5 литров;
- от пяти до семи лет – небольшие машины для людей с инвалидностью;
- от трех до пяти лет – прочие легковые машины.
В качестве примера узнаем СПИ б/у автомобиля Toyota Auris 2008 года выпуска. Объем двигателя данного автомобиля – 1,6 литров.
Значит, его СПИ может составлять от трех до пяти лет.
Системы автомобиля
Взаимодействие узлов, механизмов создают систему. Какие системы бывают и для чего они служат?
- Зажигания. Для формирования искры и воспламенения топлива в нужный момент времени, запуска мотора.
- Вспрыска (инжекторные системы). Для обеспечения вспрыска топлива.
- Впуска отработавших газов и контроля эмиссии вредных веществ. Для отвода отработавших газов из цилиндров двигателя, их охлаждения, а также снижения шума и токсичности газообразных веществ.
Создание и совершенствование автомобильных систем является главной заботой производителей.
Специалистам СТО, напротив, часто приходится решать противоположную задачу: разбирать агрегат на узлы, узел на детали. Впрочем, обратная сборка деталей, узлов – это также типичная процедура технического обслуживания транспортного средства.
На рисунке ниже представлено устройство автомобиля:
Каждый будущий диагност должен уверенно знать названия и расположение узлов автомобиля. Более того, он должен соотносить их с основными «автономинаций»:
- Кузов– основание транспортного средства и его внешнее обрамление. Может быть несущей системой или отдельным элементом.
- Рама – ограждение транспортного средства. Иногда можно встретить название каркас. Подробнее о кузове и раме вы узнаете в статье «Рама, кузов и шасси», которая выйдет уже совсем скоро.
- Двигатель – (дословно с немецкого – приводящий в движение). Механизм, который преобразует энергию тепла, вспышки топлива в механическую работу, обеспечивает транспортное средство эффективной мощностью.
- Подвеска. Cлужит для обеспечения контакта шины с дорожным полотном.
- Рулевое управление. Cлужит для управления автомобилем.
- Вспомогательное оборудование и системы безопасности – повышают комфорт, обеспечивают безопасность и удобство управления автомобилем и его системами.