Что такое горизонтальный и вертикальный двигатель
Что такое горизонтальные перфораторы и их преимущества
Легкие бытовые задачи и сложные объемные стройки — это 2 разные по сложности работы. Однако есть один электроинструмент, который приходит на выручку в любой ситуации. Знакомьтесь, это электрический перфоратор Ермак. Профессиональные строители и домашние мастера уверенно заявляют: этот прибор должен быть у каждого мужчины, который не понаслышке знает, что такое ремонт и постройка различных конструкций. Мощный, с хорошей производительностью и долгим сроком службы он легко делает отверстия в самых разнообразных материалах. А еще помогает снять старые отелочные материалы со стен и сделать ячейки для прокладки кабелей.
Чем горизонтальные перфораторы отличаются от вертикальных? В первую очередь расположением мотора. В этих моделях он стоит горизонтально оси бура, за счет чего корпус агрегата удлиняется. Если присмотреться, то можно найти сходство с обычным пистолетом, поэтому в народе их называют пистолетные перфораторы. Так устроены все бытовые приборы с низкой мощностью до 900 Ватт. Однако горизонтальные перфораторы присутствуют и в профессиональной категории инструментов, способных справляться с самыми сложными заданиями.
Преимущества горизонтальных перфораторов:
- легкий вес — во время использования руки меньше устают
- доступная цена, что важно для домашних мастеров
- высокая эффективность при горизонтальном сверлении: во время монтажа гипсокартона, направляющих и ДСП плит
- идеально подходят для проведения фасадных работ и мелких ремонтных задач, где не нужен тяжелый агрегат с большой мощностью
- удобное применение в узких пространствах.
Среди минусов изделий — сильный нагрев двигателя. Чтобы он не перегорел, следует делать регулярные перерывы.
Что такое вертикальные перфораторы, их преимущества
В этих моделях мотор расположен вертикально — перпендикулярно оси бура. Инструмент имеет форму английской буквы «L», поэтому так и называется — L-образный перфоратор. Также его часто называют «бочковым», поскольку двигатель находится внизу и эта часть устройства имеет бочкообразную форму.
Преимущества вертикальных перфораторов:
- надежность и выносливость в разы превосходит горизонтальный аналог
- предназначены для интенсивного и длительного сверления
- мотор с функцией воздушного охлаждения медленно нагревается, поэтому не требует пауз в работе
- мощность и сила удара у таких моделей всегда больше
- идеальное решение для бурения вниз (долбления в вертикальном положении)
- предназначен для сверления полов, монтажа плинтусов, бурения водных стояков
- быстрая работа за счет того, что вес инструмента полностью направлен вниз.
Подводим итоги: Какой купить перфоратор — горизонтальный или вертикальный
Если вы занимаетесь исключительно домашними ремонтными заданиями, советуем купить горизонтальный перфоратор Ермак. Это оптимальный вариант для бытовых нужд. Если же необходима высокая мощность и большая сила удара, ваш выбор — вертикальные перфораторы Ермак. Также ваше решение зависит и от типа выполняемых заданий. При постройке различных конструкций на стенах, подходят инструменты с горизонтальным мотором, а для укладки полов — вертикальные аналоги.
Как выбрать перфоратор для дома: 5 ключевых моментов
В первую очередь необходимо знать возможности инструмента. Если ударная дрель справляется только с кирпичом и бетоном, то электрический перфоратор способен еще и бурить железобетон глубиной до 5 см. Также он легко удаляет старую плитку и штукатурку со стен, осуществляет штробление и делает сквозные отверстия в бетоне. Если ударная дрель делает ювелирные отверстия, то его мощный конкурент — большие дыры. Проще говоря, первый инструмент более простой и предназначен для непрочных материалов.
Второй — выдалбливает дыры в самых разных поверхностях. При выборе устройства обратите внимание на следующие моменты:
- Энергия удара. Если планируете использовать перфоратор в квартирных условиях, достаточно показателя 3 Джоуля. Для сверления бетона и асфальта понадобится 6 Джоулей и больше.
- Режимы. Чтобы получить многофункционального помощника, следует внимательно изучить его возможности. «Дрель» — для сверления отверстий без удара. «Сверление с ударом» — для бурения дыр. «Долбление/отбойный молоток» — для создания углублений, снятия старых покрытий, штробления стен под проводку.
- Количество оборотов холостого хода. Эта характеристика не влияет на функциональность перфоратора в режимах «Долбление» и «Сверление + удар». Зато она важна в режиме «Дрель». Чтобы уверенно сверлить металл, потребуется не менее 1200 об/мин.
- Частота ударов. Здесь все просто: чем большее число, тем быстрее делаются отверстия. Высокая частота ударов 5000-7000 уд/мин позволяет маломощным п хорошо справляться с поставленными задачами. Если же у прибора большая сила удара, то высокая частота ему не нужна. Достаточно и 3000 уд/мин.
- Аккумуляторный или электрический. Купить перфораторы Ермак можно разных видов. Одни из них функционируют от розетки, а другие оснащены Lion аккумулятором, обеспечивающим 60 минут беспрерывной автономной работы. Ярким примером аккумуляторного инструмента является перфоратор Ермак ПА-14/КЛC1 с битами, сверлами и бурами в комплекте.
Какой купить перфоратор Ермак: обзор ассортимента производителя
Самое простое решение — модель ПРГ-12/420. Прибор мощностью 420 Ватт справляется с простыми заданиями, которые время от времени появляются в хозяйстве.
Отличный выбор для бытовых задач — перфоратор Ермак ПРГ-30/900. Агрегат с энергией удара 3,5 Дж делает отверстия глубиной: 3 см в бетоне, 4 см в дереве и 1,3 см в металле.
Мощная альтернатива — вертикальные перфораторы Ермак ПРВ-32/1500. Электроинструмент мощностью 1500 Ватт укомплектован пылеуловителем, емкостью со смазкой, глубиномером и защитным кейсом для хранения.
Еще одна мощная модель — перфоратор Ермак ПРВ-36/1500 на 1,5 кВт с антивибрационной системой и регулировкой скорости. Стоит отметить, что работать с антивибрационной системой намного комфортнее, так как она гасит силу удара и позволяет мастеру не ощущать отдачу.
Электроинструменты Ермак представлены в большом ассортименте, что позволяет каждому мастеру выбрать максимально подходящую модель под свои нужды. Выбирайте перфораторы Ермак, они не подведут.
Двигатели с поперечным типом расположения
Двигатели обладающие поперечным типом расположения в подкапотном пространстве, устанавливают перпендикулярно и относительно самого направления движения. Такие моторы обладают преимущественно горизонтальным расположением в моторном отсеке. Поперечная установка двигателей применяется как правило, в конструкциях переднеприводных автомобилей и с передним расположением силовых агрегатов.
Началом эры с поперечным типом расположения агрегата принято считать период конструирования первых автомоделей Mini. Конструкторы британского авто-бренда одними из первых при помощи тяг обеспечили передачу крутящего момента от двигателя непосредственно к колесам. Таким революционным решением была решена задача, максимально эффективно использовать крошечное по меркам того времени подкапотное пространство автомобиля наделив его довольно мощным мотором.
При помощи поперечной компоновки мотора инженерам компании «Мини» удалось втиснуть двигатель с относительно большим рабочим объемом в моторный отсек компактной городской машины. Впрочем надо сказать, что на полноценных суперкарах такая поперечная компоновка двигателя использовалась довольно редко. Одной из немногих моделей класса суперкаров с двигателем установленным поперечно, является автомобиль Lamborgini Miura.
Одной из главных особенностей у «поперечных» моторов называют разную длину валов привода, которые передают моторную тягу от двигателя к колесам. Дело в следующем. Конструкторам пришлось устанавливать коробку передач с одной стороны от самого двигателя, который расположен по центру моторного отсека, в связи с чем валы привода, установленные через ШРУСы (шарниры равных угловых скоростей), должны быть разной длины, что сказывается на равномерности износа этих элементов. В отличие от поперечно устанавливаемых силовых агрегатов при продольном расположении двигателя, валы привода имеют одинаковую длину, ведь здесь двигатель и коробка передач устанавливаются «друг за другом» по одной осевой линии.
Поперечная компоновка силового агрегата быстро стала нормой при конструировании компактных городских автомобилей многих массовых авто-брендов. Обычно поперечно устанавливаемые двигатели имеют у себя относительно небольшой рабочий объем и не более четырех цилиндров. Впрочем некоторые автопроизводители используют такую поперечную компоновку для шести- и даже для восьмицилиндровых моторов. В этом случае и как правило, в них применяется V-образное расположение.
Главная причина широкого распространения поперечного расположения двигателей – это максимальная эффективность использования моторного отсека при небольшом шасси и общих габаритах автомобиля. Установив двигатель в подкапотном пространстве поперечно, разработчик получает значительно больше свободного пространства для компоновки и оформления салона при одинаковых внешних габаритах с автомобилем, где мотор устанавливается вдоль. Особенно ценно такое качество машины в условиях городской эксплуатации с минимальным количеством свободного пространства для парковки.
Сюда же стоит добавить и переднеприводный тип трансмиссии исключающий организацию центрального тоннеля в салоне автомобиля для карданного вала. Плоский пол и максимально просторный салон являются одним из ключевых элементов комфорта и эргономики современных компактных автомобилей для города.
Установленный поперечно спереди двигатель оказывает определенное влияние и на характеристики динамики движения машины. На автомобилях с подобной компоновкой основная часть массы всего автомобиля приходится на переднюю колесную ось и на переднюю подвеску. Таким образом инженеры решают одну из главных задач заключающуюся, в обеспечении тяги на ведущие колеса с минимальными потерями.
Кроме того, такие автомобили более прогнозируемы и послушны в управлении на скользком покрытии. А отсутствие дополнительных компонентов трансмиссии не только позволяет уменьшить общую массу самого автомобиля, но и снижает себестоимость производства такой модели в целом.
К нашему сожалению, у образцов моделей с поперечным расположением силового агрегата есть вполне конкретные недостатки. Так, например, для моторов такого типа противопоказано увеличение показателя крутящего момента. Это обусловлено все той же разницей размеров тяг. Углы падения для двух разновеликих валов будут различными, и, чем длиннее вал, тем будет меньше его показатель жесткости на кручение. В свою очередь это провоцирует падение эффективности передачи тяги от самого двигателя к колесам вызывая тем самым необходимость подруливания.
В борьбе с такой особенностью разработчикам пришлось прибегнуть к определенным инженерным уловкам. Так, например, одним из способов уравновешивания показателями «крутильной жесткости» является изготовление одного из валов полым, а другого – сплошным. Подобное решение призвано сбалансировать передачу крутящего момента разновеликим валами. Первыми, кто воплотил такую инженерную задумку в реальность, стали инженеры концерна «Ford» при разработке одного из первых поколений хэтбека Fiesta.
Помимо указанного инженерного недостатка, такое поперечное расположение автомобильного двигателя имеет и более банальные минусы. Такие моторы жестко ограничены с точки зрения возможности перемещения их в моторном отсеке, поскольку они занимают максимально возможное пространство с обеих сторон от внутренних поверхностей передних крыльев машины. Да и возможность увеличения мощности поперечно ориентированного мотора совсем невелика. Именно по этой причине некоторые производители спорткаров выбравших подобный тип расположения мотора у своего автомобиля, предпочитают среднемоторный вариант установки силового агрегата.
Итак, сделаем вывод.
Основное краеугольное отличие горизонтального и вертикального перфораторов в системе передачи удара. У тяжелого и менее удобного вертикального инструмента эта система более надежная и может работать в системе удара неограниченное время. Горизонтальный инструмент более компактен, легок, но за это приходится платить облегченной системой удара. Не нужно им пользоваться в системе удара больше десяти, пятнадцати минут. Его нужно периодически переключать на вращение, давать ему промазаться свежим маслом и немного остыть.
Подбирая себе инструмент, учитывайте все вышеперечисленные функциональные особенности и советы производителей. Тогда ваша работа будет протекать намного легче и быстрее, а инструмент прослужит длительное время.
Рекомендации по выбору
Разобравшись, чем отличается боковой перфоратор от прямого, можно переходить к изучению конкретных моделей. Если ориентироваться на отзывы владельцев инструментов, можно собрать несколько важных советов:
- Для домашних нужд лучше подобрать горизонтальный тип инструмента – он хоть и слабее бочкового, но для бытовых и ремонтных задач его мощности вполне достаточно. Не стоит переплачивать за мощный агрегат с излишними функциями.
- Если предстоит серьезный ремонт квартиры с перепланировкой, сносом перегородок, заменой электрики – стоит подумать о более производительной модели с хорошими ударными показателями, возможностью продолжительной работы без досадных перерывов на охлаждение прибора и антивибрационной защитой. Эти характеристики присутствуют у устройств с вертикальным размещением мотора.
- Немаловажным фактором при выборе считается производитель. Ориентироваться следует на бренды, хорошо известные в мире электроинструментов. Это обеспечит соответствие заявленных характеристик действительным.
- Всегда придерживаться инструкций и рекомендаций производителей.
Для примера сравним бочковой Makita HR2810 и прямой Makita HR2300:
Вертикальный качающийся челнок
Классический вертикальный челнок не позволяет шить на высокой скорости, конструктивно ограничен по ширине шва и длине стежка (около 5мм), по сравнению с другими челноками. Но возможность простой регулировки натяжения, надежность и низкая стоимость идеально подходит для швейных машин начального уровня с электромеханическим управлением. Встречается вертикальный челнок в машинках и с компьютерным управлением, довольно редко и чаще в бюджетных сериях.
Если вы новичок и нужна простая и надежная модель, рассмотрите вертикальный челнок, как базовый.
📌 Чем отличается вертикальный велотренажер от горизонтального
Вертикальный велотренажер напоминает обычный велосипед. Его педали находятся практически под сиденьем, пользователь сидит, наклонившись вперед. Тренажер достаточно компактный, он не занимает много места. К вертикальным велотренажерам относятся и . спин-байки — модели, рассчитанные на очень большую нагрузку.
Горизонтальный велотренажер гораздо габаритнее, его педали находятся перед сиденьем. То есть ноги практически параллельны полу. Пользователь сидит, облокотившись на спинку.
✅ Вертикальный и горизонтальный велотренажер: положение тела
На вертикальном велотренажере тело наклонено вперед, руки опираются на руль. Во время тренировки можно держаться за руль, можно сидеть ровно. На тяжелых и устойчивых спин-байках тренируются даже стоя.
Благодаря тому что во время тренировки можно менять положение тела, в работу включаются разные мышцы.
На горизонтальном велотренажере работают только мышцы ног и ягодицы. Торс не включается в работу, на позвоночник не приходится нагрузка. Эта модель подходит тем, у кого есть проблемы с позвоночником и суставами. Также ее рекомендуют людям с лишним весом.
Положение тела во время тренировки не меняется. Позвоночник опирается на спинку, поэтому на него не приходится нагрузка.
👍 Устойчивость вертикального и горизонтального велотренажера
Домашние вертикальные велотренажеры , как правило, не сильно устойчивы, на них можно заниматься только сидя. Спин-байки рассчитаны на большие нагрузки, у них очень прочная рама и устойчивость.
Горизонтальные велотренажеры устойчивы за счет своих габаритов. Благодаря этому они выдерживают большую нагрузку.
⚡ Комфорт во время тренировки на вертикальном и горизонтальном велотренажере
На вертикальных велотренажерах могут быть установлены как спортивные, так и обычные седла. В моделях со съемным седлом его можно заменить на свое. Сиденье может регулироваться по вертикали и по горизонтали. Руль не настраивается, в части моделей можно изменить угол наклона консоли.
В спин-байках стоят спортивные неудобные сиденья. В тренажере настраивается руль и сидение по вертикали и горизонтали. То есть его можно максимально удобно настроить под себя. Консоли в них нет (только в очень дорогих моделях), то есть не отслеживается статистика тренировки, нет программ тренировок и мультимедиа.
Горизонтальные кардиотренажеры — самые комфортные. У них широкие удобные сиденья со спинкой. Сиденье можно отрегулировать по горизонтали, в большей части моделей у спинки есть несколько положений. Также регулируется угол наклона консоли.
💰 Что дороже — вертикальный или горизонтальный велотренажер
Вертикальные велотренажеры дешевле горизонтальных одного с ними уровням примерно на 50%.
Горизонтальный или вертикальный: какой челнок лучше?
Челночное устройство — один из основных механизмов швейной машины. Поэтому при выборе машинки покупатели уделяют ему особенное внимание. Так какой же из челноков лучше: привычный вертикальный или современный горизонтальный? Давайте разберемся вместе.
Вертикальный челнок
Принцип его работы основан на возвратно-поступательном движении полумесяца челнока. И с этим же связана и первая техническая проблема. Толкатель должен на большой скорости изменять движение челнока в сторону, противоположную от первоначальной. То есть при движении иглы вверх-вниз челнок проходит пол оборота в одну и другую сторону. В момент перехода движения обратно механизмы, которые приводят в движение челнок, испытывают высокие нагрузки и подвергаются износу. При увеличении износа пропорционально растет шум, производимый устройством. Также износу подвержена пластина толкателя челнока из-за постоянных ударных нагрузок.
Теперь о самом челноке. Полумесяц точно подогнан по размеру корпуса хода челнока, и при его движении челнок трется о корпус. В связи с тем, что пользователи ОЧЕНЬ редко чистят и смазывают челночное устройство (хотя это рекомендуется делать не РЕЖЕ чем каждые 4-6 часов работы машины), оба элемента системы быстро вырабатываются. Это приводит к увеличению стука, а в итоге — к пропускам или регулярным поломкам иглы.
Замена полумесяца челнока обойдётся в приличную сумму, замена корпуса челнока — еще дороже. Чтобы достичь идеального результата, менять нужно все сразу. А с учётом того, что речь идет о недорогих машинах, целесообразность такой работы стремится к нулю.
Теперь про надёжность и долговечность. Если интенсивно использовать швейную машину 3-5 лет без качественного обслуживания, то система выработается до критической стадии. Ещё одну проблему вертикального челнока можно описать так. При съеме нитки челноком с иголки важную роль играет зазор между челноком и иглой. Так вот, конструкция вертикального челнока изначально приемлет люфт полумесяца челнока во всех плоскостях. В результате зазор между челноком и иглой не может быть постоянным. Более того, это колебание в процессе эксплуатации только увеличивается.
Ещё одна проблема связана с механизмом, который приводит маятниковый челнок в движение. Самый распространенный из них — шестерня полумесяц, которая всегда выполняется из пластика.
Проблема заключается в том, что без должного ухода эта шестерня испытывает значительные нагрузки. А при заклинивании челночной системы от грязи или просто при запутывании нити она закусывается и ломается. Сама по себе шестерня недорогая, но процесс ее замены достаточно сложный и требует настройки момента хода челнока.
Остальные минусы вертикального челнока вполне очевидны:
- не очень удобная заправка
- максимальная ширина зигзага до 5 мм
- не виден остаток нити и т.д.
Итак, подводим итог. Вертикальный маятниковый челнок не изменился с момента производства старых подольских машин. Он шумный (причём звук увеличивается в процессе эксплуатации) и надёжности в нем не много. При этом выход из строя практически любого элемента будет головной болью для механика.
Горизонтальный челнок
Принцип его работы становится максимально понятен по видеоролику, который снял любимый многими канал Discovery — очень наглядное видео.
Но на некоторых моментах я все же стоит остановиться подробнее. Первое: челнок полностью выполнен из металла, включая червячную шестерню передачи крутящего момента (есть исключения, но это единичные случаи). Из пластика выполнена только шпульная вставка, которая заменяет шпульный колпачок.
Главное преимущество горизонтального ротационного челнока — постоянное направление движения в процессе работы. Такая система исключает ударную нагрузку с передающих шестерён и почти исключает износ. Как результат — тихая равномерная работа механизма на весь период эксплуатации швейной машины без дополнительной вибрации. Смазке в этой системе раз в полгода подвергается только ось крепления челнока. Как правило, это делают в сервисном центре во время технического обслуживания машины.
Остается разобраться со шпульной капсулой. При нормальной работе машины этот элемент жёстко закреплён упорами. Ударить по нему игла может только в том случае, если упоры смещены или деформированы. Происходит это только в результате некорректных действий пользователя. Например, при неправильной заправке нити или вращении вала машины в обратную сторону нитка может запутаться в челноке. Если при этом сильно покрутить вал, может отогнуться упор и провернуться шпуля держателя.
Если аналогичная ситуация возникнет в машине с вертикальным челноком, то пользователь может сломать пластиковые шестерни привода челнока — а это уже совсем другой ремонт. Поэтому эксплуатация любой швейной машины, как с вертикальным, так и с горизонтальным челноком, требует четкого выполнения предписаний инструкции.
Даже если ваши неправильные действия привели к повреждению шпульной вставки горизонтального челнока, все что нужно сделать — просто заменить ее на новую.
Итак, вывод очевиден. Горизонтальный челнок тише, надёжнее, проще и дешевле в эксплуатации. А еще имеет максимальную ширину до 7 мм — это играет очень большую роль при выметывании петель с глазком, так как при ширине меньше 6 мм они практически не имеют смысла.
И напоследок немного информации о мифах, связанных с челноками
Миф 1. Вертикальный челнок полностью металлический, а горизонтальный пластиковый — поэтому он надёжнее.
Это полностью не верно — горизонтальное челночное устройство полностью выполнено из металла. А за счет ротационной формы движения горизонтальный челнок гораздо надёжнее.
Миф 2. В вертикальном челноке можно регулировать натяжение нити, а в горизонтальном нет.
Полностью неверно: натяжение нити регулируется на шпульной капсуле так же, как и в вертикальном. Однако это не все: за счет ротационного движения машины, оборудованные горизонтальным челноком гораздо менее чувствительны к нитками. То есть смена натяжения челночной нити практически не нужна.
Миф 3. Машины с горизонтальным челноком плохо шьют плотные ткани.
Горизонтальный челнок точно так же справляется с плотными тканями, как и вертикальный: главное, не забывать ставить более толстую иглу. Более того, большинство машин с горизонтальным челноком оборудованы лучшей системой продвижения, за счёт чего машины шьют плотные ткани еще лучше.
Миф 4. Шпульная вставка быстро изнашивается и стоит очень дорого.
При правильной эксплуатации шпульные вставки работают без износа не меньше, чем классический шпульный колпачок. На обслуживании в сервисе есть машины, которые эксплуатируются уже более 20 лет с оригинальной шпульной капсулой.
Миф 5. Производители экономят, устанавливая горизонтальный челнок.
Это полностью не верно – горизонтальный челнок изначально устанавливался только в самые дорогие модели швейных машин. И сегодня по-прежнему в самых дорогих моделях стоит именно он.
Всё-таки не зря все дорогостоящие швейные машины у всех крупных производителей оборудованы ротационными челночными системами. Большинство отдают предпочтение горизонтальному челноку благодаря очевидной простоте использования этой системы, высокой надежности и неприхотливости в настройках. Крупнейшие компании, такие как Brother и Toyota, полностью отказываются от маятниковых челноков и даже самые простые модели оборудуют горизонтальными ротационными челноками. А для пользователей это надежность, неприхотливость и максимальная простота эксплуатации.
Такасе Мотоши
Инженер центра разработок бытовых швейных машин
/ киноведение / Как аудитория и технические возможности изменили и разнообразили старинный литературный жанр
Телесериал сегодня — одна из наиболее эффективных форм экранного произведения, в равной мере пригодная для игровых и документальных форматов. Как показал более чем полувековой опыт исследований, именно серийность явилась одним из ключевых свойств телевизионного вещания, кардинально отличающего его от кинематографа.
«Игра престолов» — экранизация саги Джорджа Реймонда Ричарда Мартина, это и определило горизонтальную структуру сериала. Проблема множества персонажей и ответвлений от основного сюжета в литературном оригинале успешно решается композиционной структурой телесериала.
Дискуссии о психологии телезрителя, особенностях эстетического воздействия, суггестии телевизионного контента берут начало в 1960-1970-х годах и периодически возобновляются с каждым последующим обновлением научных и опытно-конструкторских разработок: спутниковое вещание; замена аналогового сигнала цифровым; дальнейшая интеграция цифрового телевидения и интернета и пр.
Передача всякого сообщения на телевидении определяется таким свойством, как программируемость. Программы в абсолютном большинстве форматов выходят в фиксированное время, закрепленное в эфирной сетке (тайм-слот). Таким образом, всякая информация на телевидении передается потребителю дискретно и на протяжении длительного времени. Только на телевидении стал возможен феномен регулярных информационных выпусков, развлекательных программ, которые сохраняют популярность десятилетиями.
Сегодня в производственной практике телесериалы классифицируется по нескольким основаниям. Помимо деления на жанры и форматы, которые чрезвычайно разнообразны (ситком, ромком, драматические сериалы, процедурал и т. д.), существует гораздо более существенная типология по типу драматургической композиции , берущей начало из литературной традиции. Феномен серийного романа — общее место в европейской культуре. История семьи, династии, нескольких семей может быть разделена на несколько томов («Сага о Форсайтах» Джона Голсуорси, «Война и мир» Льва Толстого) или похождения центрального персонажа могут сложиться в серию сюжетно слабо связанных изданий (романы Агаты Кристи об Эркюле Пуаро, романы Анн и Сержа Голон об Анжелике).
Киносериал, непосредственный предшественник телевизионного сериала, был фактически автохтонным явлением, возникшим одновременно с рождением кино, и развивался несколько иначе, нежели литературный роман. Трансформация литературной основы была детерминирована техническими факторами — длиной пленочного рулона (части), качеством пленки. До тех пор пока основа пленки не позволяла получать рулоны достаточной длины, кино могло формально предложить зрителю либо большую историю, разбитую на части, либо отдельные истории с общим героем (группой героев).
Аудитория проявила интерес к отдельным историям. В 1908 году французский режиссер Викторен Жассе выпускает «Замечательные приключения Ника Картера». Киносериалы, основанные на протяженной во времени истории (саге), появились в Европе позже — лишь к 1916-1918 годам. Французский режиссер Анри Пукталь выпускает 18-серийную ленту «Граф Монте-Кристо» (1918).
Грег Хаус, гениальный диагност и социопат. Вертикальная композиция позволяет представлять каждую серию как криминальное «дело», в котором болезнь — преступление, симптоматика — улики. Создатели проекта нередко сравнивали главного героя с Шерлоком Холмсом
В телевизионном сериале, в отличие от кино, возникли дополнительные факторы, повлиявшие на драматургию: эфирное программирование (зависимость выбора жанра, формата или темы от целевой аудитории и времени наиболее комфортного просмотра); наличие рекламы; б о льшая дифференцированность целевой аудитории и, как следствие, возможность точечных предложений со стороны производителя телепрограмм. Серии телесериала вне зависимости от типа композиции разбиваются внутри блоками рекламы. Производитель, дабы избежать потери зрителем интереса, даже кратковременного, вынужден вводить дополнительные микрокульминации (саспенсы), которыми, как правило, заканчивается каждый фрагмент серии непосредственно перед рекламой. Подобные кульминации получили название «клифхэнгер» по названию распространенного приема, в котором автор заканчивает главу, оставив героя в момент наибольшей опасности (cliff-hanger — дословно «цепляющийся за край обрыва»).
Два классических типа композиции телесериала пришли из литературы и кино. Так называемый вертикальный телесериал — совокупность отдельных историй с общим героем. Российские проекты «Улицы разбитых фонарей», «Каменская», «Универ», «Интерны»; зарубежные — «Друзья» (Friends), «Секс в большом городе» (Sex and the City), «Шерлок» (Sherlock), «Доктор Хаус» (House M. D.), «Теория большого взрыва» (The Big Bang Theory), «Секретные материалы» (X-Files), «Доктор Кто» (Doctor Who), «Звездный путь» (Star Trek), «Звездные врата» (Stargate) — характерные примеры проектов данного типа. Вертикальная композиция является более универсальной, чем горизонтальная, поскольку позволяет избежать основной проблемы пространного повествования — достаточно емкой, мощной истории, которую сложнее создать и разработать и к которой со временем придется присоединять множество дополнительных линий, чтобы сохранить интерес зрителя. Вертикальная композиция имеет и значительный потенциал для сюжетосложения: предоставляет большую свободу сценаристу, охватывает большее число жанров/форматов.
Особенность вертикальной композиции — нередко сильный герой, который вызывает интерес зрителя как личность. Сюжет каждой серии, в свою очередь, воспринимается как совокупность предлагаемых обстоятельств, в которых личность проявляет себя интересно и зрелищно. Герой может быть одиночкой (российские сериалы «Метод», «Каменская»; зарубежные — «Доктор Хаус», «Пуаро», «Мисс Марпл», «Коломбо», «Обмани меня»/Lie to Me) или коллективом, командой, состоящей из примерно равных персонажей, дополняющих друг друга и в равной мере интересных телезрителю (российские проекты «Улицы разбитых фонарей», «Молодежка», «Интерны»; зарубежные — «Скорая помощь», «Полиция Майами: отдел нравов», «Секс в большом городе»).
Декстер Морган, эксперт-криминалист и серийный убийца. Телесериал «Декстер» благодаря гибридной композиции эффективно высвечивает жутковатый образ главного героя.
Второй тип композиции — горизонтальный сериал . Протяженный во времени и (или) пространстве сюжет (несколько лет, прошедших в одном или многих местах) возможен при условии, если автор сможет предусмотреть достаточное количество коллизий (сюжетных поворотов), чтобы создать интригу и удерживать внимание телезрителя. Поэтому помимо основной линии обычно производитель вводит линии новых героев, нередко весьма многочисленных. Однако подобная структура накладывает ограничения на выбор темы и формата или жанра. Сага о семействе, сага о герое — классический тип фабулы для горизонтальных телесериалов. «Ликвидация», «Исаев», «Не родись красивой», «Моя прекрасная няня», «Школа», «Кармелита», «Бедная Настя», «Петербургские тайны»; «Санта-Барбара», «Клон», «Рабыня Изаура», «Богатые тоже плачут», «Дикий ангел», «Моя вторая мама», «Родина» (Homeland), «Игра престолов» (Game of Thrones) — примеры горизонтальных проектов.
Нередко проекты с горизонтальной композицией (особенно ситкомы — комедии положений, ромкомы — романтические комедии) имеют характерную особенность: «рыхлость» сюжетной композиции. По мере исчерпания нарративного потенциала авторы нередко решают проблему повествования, вводя новых героев. Подобная судьба постигла телесериал «Санта-Барбара». Поэтому частый двигатель интриги — случай, инцидент (беременность героини, возвращение бывшего любовника, приезд незаконнорожденного потомка и т. д.).
Недостаток модели — ее достоинство, особенно если телесериал относится к так называемым мыльным операм, рассчитанным преимущественно на женскую аудиторию. В таком формате новые сюжетные линии, разветвления сюжета только увеличивают интерес к проекту.
Гибридная композиция телесериала «Метод» позволяет раскрыть драматургию характера главного героя — нештатного следователя и маньяка Родиона Меглина, что значительно сложнее реализовать в традиционной вертикальной или горизонтальной композиции
Истинное достоинство вертикального сериала проявило себя позже, к середине 2010-х годов. К этому времени несколько крупных производителей в США («НВО», «Show time») изменяют производственную и форматную модель телесериала. Серии начинают снимать с привлечением технологий кинопроизводства — использование нескольких съемочных групп; применение высокобюджетных сложнопостановочных съемок; привлечение режиссеров с опытом работы в кино; применение операторских техник, традиционных для кино; отказ от многокамерных съемок; обработка изображения, его стилизация «под пленку».
Изменения коснулись и персонажей. Начиная с 2010-х годов, появляются герои, также заимствованные из кино,- аутсайдеры, «лишние люди», мизантропы и индивиды с различными психосоматическими расстройствами. В России наиболее яркий пример подобного героя — Меглин (телесериал «Метод»), следователь-консультант и маньяк, уничтожающий себе подобных психопатов, вину которых законным образом доказать невозможно. В зарубежных проектах: Грэг Хаус, гениальный медик-диагност — мизантроп и маргинал, Декстер, эксперт-криминалист и серийный убийца; Уолтер Уайт (телесериал «Во все тяжкие» — Breaking Bad), учитель химии и производитель синтетических наркотиков; Александр VI (сериал «Борджиа» — The Borgias), понтифик, лишенный каких бы то ни было моральных оснований, и пр.
Спрос на столь специфических персонажей явился одной из причин появления новой повествовательной стратегии, благодаря которой индивидуальность подобного нетипичного героя могла быть усилена.
Третья композиционная модель телесериала обычно обозначается как гибрид и сочетает достоинства вертикальной и горизонтальной композиции. Наиболее типичные проекты данного типа в России — «Метод», «Александр Невский», «Черта»; за рубежом — «24 часа» (24), «Декстер» (Dexter), «Грань» (Fringe), «Кости» (Bones), «Сверхъестественное» (Supernatural), «Ходячие мертвецы» (Walking Dead), «Клан Сопрано» (Sopranos) и др.
Каждый сезон имеет центральную сюжетную линию. Однако для усиления интриги серии, в которых данная линия разрабатывается, перемежаются с сериями, посвященными отдельным происшествиям с героем (заимствование из вертикальной модели). «Ударные» серии основной сюжетной линии нередко распределяются с учетом эфирной сетки. Если проект демонстрируется два дня в неделю (например, среда и пятница), ключевая серия будет приходиться на конец недели, чтобы вынудить зрителя вернуться к проекту вновь.
Первый сезон отечественного детективного телесериала «Метод» — типичный гибрид. Несмотря на то что героиня Есеня, следователь-стажер, ищет убийцу своей матери и находит,- главный антагонист «Праздничный убийца» остается не пойманным.
Американский телесериал о криминалисте и маньяке «Декстер» структурирован сходным образом. Первый сезон посвящен центральному «делу», которое расследует герой: поиски «ледяного убийцы».
Сериал «Ходячие мертвецы». Выбор гибридной композиции позволяет, с одной стороны, демонстрировать противоречивость характеров персонажей в типичной экзистенциальной ситуации, но, с другой стороны, авторы могут избежать предсказуемости сюжета — сериал поставлен по известному комиксу
Лишь бы смотрели
В последние несколько лет повествовательные модели приобрели еще большую гибкость. Каждый новый сезон проекта, к примеру, вовсе может быть отдельной, не связанной с предыдущим сезоном историей с собственным ансамблем героев и т. д. Первый сезон известного проекта НВО «Настоящий детектив» (True detective) — история совместной работы и разрыва дружеских связей двух детективов полиции. Второй сезон — история полицейского-мизантропа в исполнении Колина Фаррелла. Несмотря на то что каждый сезон имеет горизонтальную композицию, проект в целом вовсе нельзя отнести ни к одной из рассмотренных повествовательных стратегий.
Гибкость драматургических моделей современного телесериала обеспечивает широкий охват все более дифференцированных целевых аудиторий. Многие производители («Первый канал», ВГТРК; НВО, «Show time», AMC, NETFLIX) стремятся создавать проекты, максимально разнообразные с точки зрения композиции, жанра, формата и тематики, «извлекая» потенциального телезрителя из других сегментов компаний-конкурентов.
Ситком , или ситуационная комедия,- один из старейших сериальных жанров. Первоначально создавался для радио, но получил огромную популярность на телевидении. Отличительная черта ситкома — действие происходит в доме или на рабочем месте, персонажи непрерывно попадают в разнообразные нелепые ситуации. Многие ситкомы сопровождаются закадровым смехом.
Ромком , или романтическая комедия,- любовному стремлению главных персонажей друг к другу мешают разнообразные забавные жизненные ситуации. Сюжетные повороты часто бывают нарочито ходульными. Подразумевает неожиданный, смешной, но хороший конец.
Процедурал , или процедурная драма — жанр, подразумевающий, что каждая серия сериала имеет законченный сюжет, чаще всего криминально-расследовательского характера. Как правило, процедурал связан едиными персонажами, иногда весь сериал имеет общий надсюжет.