Aklaypart.ru

Авто Журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Чем заменят вертолетные двигатели

От самолетов до кораблей: как России удалось заместить украинские движки

Украинская промышленность пожинает горькие плоды русофобской политики Киева. Майданный режим разорвал традиционные производственные цепочки между двумя странами, ударив по российскому ВПК. Это понудило отечественную оборонку начать процесс импортозамещения ключевых компонентов, ранее поставлявшихся с Украины. И вот, эта задача объявлена решенной, а Киев рискует остаться у разбитого корыта.

О полном избавлении России от зависимости со стороны украинских предприятий, заявил вице-премьер, Юрий Борисов:

Итак, что же было сделано за прошедшие пять лет, и что еще предстоит сделать?

Морские двигатели

До Майдана силовые установки для многих кораблей ВМФ РФ производились на заводе «Зоря – Машпроект», расположенном в Николаеве. Минобороны РФ заказало для Черноморского флота шесть фрегатов проекта 11356 на сумму в 80 миллиардов рублей. Трем из них повезло: «Адмирал Григорович», «Адмирал Эссен» и «Адмирал Макаров» успели получить украинские двигатели и были спущены на воду.

Со второй половиной заказа вышло иначе. Получив предоплату, Незалежная так и не поставила оставшиеся три двигателя России. Несколько странным выглядит решение продать недостроенные корабли Индии, вместо того, чтобы дождаться появления обещанных отечественных силовых установок. Нью-Дели выбил контракт на покупку двух фрегатов и на постройку еще двух уже в своей стране.

Два года назад, в рамках программы импортозамещения, на НПО «Сатурн» произошло открытие комплекса, предназначенного под производство российских морских газотурбинных двигателей. Разработчики заявляют, что их КПД составит 36% против 32% у николаевских установок. Вполне вероятно, что на «индийские» фрегаты в итоге установят не украинские, а новые российские двигатели.

Вертолетные двигатели

После распада СССР, на Украине остался завод по производству авиационных и вертолетных двигателей «Мотор Сич». Создавать свой аналог в России не спешили, поскольку Киев продавал силовые установки по приемлемой цене. Но в 2014 году в экономику вмешалась политика, и поставки в итоге были запрещены. Под самым большим ударом оказалась линейка вертолетов Ми-8, на которых использовался двигатель ТВ3-117 украинского производства.

В России были вынуждены приступить к разработке собственного аналога. Известный эксперт в области авиации, Руслан Гусаров, поясняет:

В итоге в КБ Климова на свет появился двигатель ВК-2500, который теперь устанавливается на целую линейку российских вертолетов. Производство развернуто в Санкт-Петербурге.

Авиационные двигатели

В настоящее время, по имеющимся данным, в России начата работа по глубокой модернизации Ан-124 «Руслан», о чем мы подробно рассказывали ранее. «Обрусевший» гигант может появиться под новым брендом. Но для этого отечественным авиастроителям придется решать вопрос с заменой украинского двигателя ДТ-18, производимого также в Запорожье. В качестве возможной замены называется сверхмощная силовая установка ПД-35, над которой в настоящее время ведется активная работа. Начало ее серийного производства ожидается на 2028 год.

В целом, Россия доказала, что способна решать такие вызовы. Своими деструктивными действиями, Украина создала нашей стране серьезные, но временные проблемы. Самой себе же она выстрелила в обе ноги, оставшись без гарантированного рынка сбыта. Теперь ее знаменитым предприятиям грозит скупка китайцами и переезд производства в КНР, куда неминуемо переедут работать лучшие специалисты.

Чем заменить ракетные двигатели?

Космос огромен. Это действительно масштабное место. Пришлось потратить 10 лет, чтобы пройти сквозь нашу систему. При этой же скорости к соседней звезде двигаться 70000 лет. Поэтому, если мы намерены осваивать хотя бы ближайшие системы, то нам нужно улучшить транспорт.

Когда речь идет о запуске с Земли, то единственный вариант – ракеты. Только у них хватает мощности, чтобы вырваться из планетной гравитации. Они быстро выпускают энергию, но не отличаются эффективностью.

Но в космосе математика работает иначе. Вдали от силы тяжести и атмосферы, замедляющих нас, есть множество интересных вариантов.

Как посадить вертолет в режиме авторотации

Аварийная посадка в режиме авторотации входит в курс подготовки пилотов гражданских вертолетов. Алгоритм действия летчика зависит от типа воздушного судна, высоты и скорости полета, места посадки и других факторов. Схематически его можно описать так:

  • Сразу после отказа двигателя пилот должен перейти на режим авторотации. Благодаря наличию муфты холостого хода несущий винт будет вращаться под воздействием набегающего снизу потока воздуха без сцепления с валом двигателя.
  • Если после отказа двигателя скорость вращения винта резко снизилась, его необходимо раскрутить. Пилот должен уменьшить общий шаг до минимального. Это раскручивает винт, но уменьшает создаваемую им подъемную силу. Одновременно летчик должен оценить высоту и скорость снижения судна и установить стабилизированный режим снижения с помощью органов управления.
  • Если после отказа двигателя винт вращается с высокой скоростью, машина будет снижаться довольно быстро. Это компенсируется увеличением шага, что повышает, однако, сопротивление несущего винта и уменьшает его обороты.
  • За несколько метров до земли пилоту необходимо достаточно резко увеличить шаг и компенсировать увеличение угла тангажа вертолета отдачей ручки управления «от себя». Это практически останавливает горизонтальное движение машины, однако и обороты несущего винта при этом резко снижаются. Вертолет относительно плавно опускается на землю. В идеале, спуск получается почти вертикальным или с коротким пробегом.
Читать еще:  Вечный двигатель почему это невозможно

Легкие вертолеты, например, Robinson R44, в режиме авторотации под управлением опытного пилота могут ненадолго зависать в воздухе. Благодаря этому посадка получается мягкой. Управлять тяжелыми воздушными судами при отказе двигателя сложнее. Поэтому посадить их с помощью авторотации без повреждений удается не всегда, но такие вертолеты всегда снабжены двумя двигателями, что значительно повышает уровень безопасности.

Видео посадки вертолета в режиме авторотации

Читайте также

Броня и мотор

Броня и мотор Еще 16 августа 1924 г. в Советском Союзе было утверждено так называемое «Временное наставление по боевому применению воздушных сил СССР». В нем впервые были сформулированы требования к самолету-штурмовику: «Штурмовые самолеты должны обладать большой

А вместо сердца американский мотор

А вместо сердца американский мотор На рубеже 20–30-х годов XX века уже никто в мире не сомневался, что авиация в скором будущем станет одним из самых могущественных родов войск. Еще Первая мировая война убедительно показала, что понятия «тыл» и «фронт» в их старом смысле

Потери вертолетов Ми-6

Потери вертолетов Ми-6 1. 1981 г. — боевая потеря вертолета Ми-6, 280-й овп (Кандагар). Посадка на грунтовый аэродром Лашкаргах. Доставлявший груз вертолет капитана Пупочкина после посадки на ГВПП подорвался на установленной моджахедами мине. Экипаж сумел покинуть

Потери и повреждения вертолетов Ми-24

Потери и повреждения вертолетов Ми-24 1. 21 января 1980 г. — боевое повреждение вертолета Ми-24. Осуществляя воздушную поддержку группы десанта в Панджшерском ущелье, вертолет подвергся обстрелу из крупнокалиберного пулемета. Экипаж сумел привести вертолет на базу.

Появление вертолетов

Появление вертолетов Заключительным, хотя и менее драматическим, эпизодом истории развития авианосцев в конце 40-х годов стало появление на их палубах вертолетов. Первым известным полетом винтокрылой машины с авианосца стало испытание автожира ХОР-1 на авианосце

МОТОР ДЛЯ ПЕРЕХВАТЧИКА

МОТОР ДЛЯ ПЕРЕХВАТЧИКА Чтобы понять, как был создан уникальный мотор для самолета-перехватчика МиГ-31, который, по официальному заключению Центрального института авиационного моторостроения на проект, «создать было невозможно», нужно рассмотреть предысторию ОКБ,

Двигатели

Двигатели Если у вас нет мотора, то у вас нет и самолетов – принцип известный ещё пионерам строительства летательных аппаратов тяжелее воздуха. Своим успехом У-2/По-2 во многом обязан тому, что в наличии имелся подходящий серийный двигатель. Пятицилиндровый мотор

СОЗДАТЕЛЬ ВЕРТОЛЕТОВ

СОЗДАТЕЛЬ ВЕРТОЛЕТОВ Когда-то я ездил в военный музей подмосковной станции Снигири с экскурсией школьников. Им я рассказывал о немецкой военной технике, и очень всех удивил, когда упомянул о вертолетах времен Второй мировой войны. Никто не мог поверить, что еще в то время

Мотор германской разведки

Мотор германской разведки Полковник Вальтер Николаи (1873–1947) родился в городе Брауншвейге в семье военнослужащего прусской армии и дочери крестьянина. В 1893 году посвятил себя военной службе. С 1901 по 1904 годы учился в Военной академии Генерального штаба в Берлине, а уже в 1906

Мотор BMW 801

Мотор BMW 801 Хотя он использовался и для оснащения других моделей самолетов, изначально мотор BMW 801 с радиальным расположением цилиндров был сконструирован в октябре 1938 г. специально для Focke-Wulf 190. После того как первые два опытных образца нового истребителя (V1 и V2) были

Двигатели для нового «Ила»

Двигатели для нового «Ила» Как сообщили в Объединенной двигателестроительной корпорации, для обеспечения подписанного 4 октября контракта на поставку 39 самолетов Ил-76МД-90А Министерству обороны Российской Федерации ОАО «Пермский моторный завод» произведет порядка 200

«МОТОР СИЧ» предлагает ремоторизацию Ми-8Т

«МОТОР СИЧ» предлагает ремоторизацию Ми-8Т На нынешней выставке HeliRussia запорожское АО «МОТОР СИЧ» представляло не только свою традиционную продукцию – газотурбинные вертолетные двигатели, но впервые продемонстрировало и первый результат нового направления своего

Двигатели «Мотор Сич» для Индии

Двигатели «Мотор Сич» для Индии Вячеслав БОГУСЛАЕВ, Председатель совета директоров АО «МОТОР СИЧ»Республика Индия с ее одной из самых интенсивно развивающихся в мире экономикой и многомиллиардными вложениями в закупку и создание новейших образцов вооружения и

Двигатели «Мотор Сич» для морской авиации

Двигатели «Мотор Сич» для морской авиации Вячеслав Богуслаев, Председатель совета директоров АО «Мотор Сич»Акционерное общество «МОТОР СИЧ» является одним из ведущих в мире предприятий, реализующее полный цикл создания современных авиационных двигателей – от

Самолеты и двигатели

Самолеты и двигатели В области конструирования летательных аппаратов, как и автомобилей, российская инженерная мысль не отставала от мировой науки. Чисто российских конструкций, не являвшихся переделкой французских или немецких, было немного, но среди них имелись

Главное — в деталях. Новый вертолетный двигатель собрали из российских комплектующих

Прислала
Наталья Гребнева

Собранный петербургскими конструкторами новый реактивный двигатель для вертолетов ничем не отличается от своего предшественника, зато полностью собран из российских комплектующих. Это позволит уйти от иностранной зависимости при производстве и обслуживании вертолетов и даст возможность создавать собственные авианосные соединения.

В Петербурге ведущий производитель авиадвигателей ОАО «Климов» протестировало первый двигатель ВК-2500, собранный из российских комплектующих. Испытания, проходившие в Шушарах, оказались успешными. Потребуется еще около двух месяцев для завершения всех необходимых тестов, после чего начнется серийное производство двигателей, которыми комплектуются боевые вертолеты Ка-52, Ми-28 и Ми-8/17.

Читать еще:  Двигатели для опель сенатор характеристики

Двигатель ВК-2500 собран полностью из узлов и деталей, изготовленных на территории Российской Федерации. Сейчас двигатель будет проходить длительные испытания за ресурс 1,5 тыс. часов. По завершении данных испытаний можно будет организовывать серийную поставку двигателя заказчикам.

ВК-2500 стал модификацией повышенной мощности двигателя ТВ3-117ВМА, который был разработан еще в 70-х годах XX века в ОКБ им. Климова. Затем производство комплектующих было приостановлено и российская оборонка стала использовать аналогичные двигатели украинской компании «Мотор Сич». Теперь петербургский производитель полностью отказался от импортных поставок.

Ранее двигатель собирался частично из комплектующих российского производства, частично из комплектующих украинского производства. Сейчас мы полностью переходим на российскую сборку. Это избавляет нас от зависимости от иностранного производителя и импортных поставок. Российские комплектующие ничем не отличаются от тех, что поставлялись ранее. По сути, это точно такой же двигатель.

Вице-премьер России Дмитрий Рогозин назвал российский двигатель серьезным прорывом, так как появилась возможность уйти от зависимости от иностранных комплектаторов. Он подчеркнул, что это результат реализации федеральной целевой программы развития оборонно-промышленного комплекса.

Прислала
Наталья Гребнева

Экспертное мнение

Борис Подопригора

политолог и военный эксперт, SmartNews

— В каждом случае переход на исключительно российское производство нужно рассматривать индивидуально. С одной стороны, действительно всегда лучше, когда производство, связанное с оборонной промышленностью, базируется на национальной территории. Но с другой стороны, многие предприятия, оставшиеся с советского периода, сейчас находятся за пределами Российской Федерации, то есть на территории другого государства. Они успешно работают и выражают готовность к сотрудничеству в сфере военно-промышленного комплекса. Поэтому каждый случай надо рассматривать индивидуально с точки зрения того, что лучше для нас.

В 2013 году планируется выпустить около 50 таких двигателей при общем объеме производства предприятия 300 единиц в год. А к 2015 году ОАО «Климов» намерено довести объем производства вертолетных двигателей из российских комплектующих до 500 в год.

Однако основной конкурент украинская компания «Мотор Сич» полностью с российского рынка не уйдет. Предполагается, что она будет работать с коммерческими заказами, а российские комплектующие будут обеспечивать госзаказ. Стоимость одного двигателя ВК-2500 составляет 22–25 млн рублей.

Цену определяет рынок, поэтому если наш двигатель будет дороже, то никто его не купит. Поэтому мы конкурируем успешно по цене с украинским предприятием.

Экономические расчеты на предприятии уже провели, и то, что условия производства в Петербурге оказались выгоднее, подтвердили конкретные цифры.

Сегодня мы поставляем двигатели на условиях лучше, чем «Мотор Сич». Это стало для нас целевой задачей. Мы не просто освоили двигатель, мы его освоили с заданной экономикой, для того чтобы она была не хуже того, что мы зарабатываем сейчас и чтобы наше предприятие было конкурентоспособным в сравнении с иностранными коллегами. Конечно, мы однозначно выигрываем от того, что деньги остаются в России. Раньше 3 млрд рублей просто уходили в «Мотор Сич».

Видео

Двигателями ВК-2500 оснащаются в том числе российские ударные вертолеты Ка-52

Давно пора, очередной шаг для снятия с довольствия украинских дармоедов, паразитирующих на наших разработках советских времен.

зря, Мотор Сич очень достойная фирма, жаль что у не наша.

Мне кажется Рогозин забегает вперёд и выдают желаемое за действительное. Новость очень хорошая, но полная локализация комплектующих будет только к 2015. А пока, ИМХО, российские движки будут состоять процентов на 30 из украинских комплектующих с постепенным снижением до нескольких процентов (или даже нуля!) к 2015.

Великая и могучая Россия ВОЗМОЖНО сумеет выпустить 50 движков в следующем году, покрыв пару процентов нужд, в то время как паразитирующий и загнувшийся МС будет и далее клепать их пачками. Поздравляю с очередным нанопрорывом, братишки)

Из чего делают лопасти?

Лопасти устроены и работают вовсе не так, как крылья у самолета, так как они предназначены для иных условий. Главное различие в том, на вертолетные лопасти воздействуют не постоянные, а переменные нагрузки. Именно поэтому к материалу выдвигают особые требования, он должен быть очень прочным.

Критерии оценки материала для изготовления:

  • какую усталостную прочность может выдержать, насколько устойчивым к трещинам будет;
  • степень чувствительности к напряжению;
  • удельная упругость и прочность.

Не нужно хорошо разбираться в физике, чтобы понять, что железо не подойдет. В свое время для изготовления лопастей использовали дерево, алюминиевый и титановые сплавы, нержавеющую и легированную сталь. Сейчас им на смену пришло более практичное решение — композиционные материалы.

Чтобы получить композиционный материал, сочетаются два вещества с разными характеристиками. Обычно это жесткий армирующий наполнитель и матрица. В роли первого могут использоваться стекловолокно или углеродное волокно, в роли второго часто идет смола синтетического происхождения. Смола термоактивная, поэтому при нагревании она становится не только жесткой, но стойкой к химическим воздействиям.

Технология используется везде, где нужно снизить вес без ущерба другим характеристикам, в первую очередь в авиации. Углепластик из которого делают лучшие гоночные машины — тоже композитный материал. Со временем такие материалы становятся все лучше, конструкторы экспериментируют с разными составляющими для совершенствования характеристик. В вертолетостроении, как и в авиастроении в целом идет упор на интеллектуальные материалы: высокомодульные, устойчивые к высоким температурам, адаптирующиеся к разным условиям. От разработок в данной сфере и внедрения их в массовое производство зависит общий успех вертолетостроения.

Читать еще:  Газель next технические характеристики двигатель

При создании лопастей помимо типа материала нужно определиться с формой лонжерона. Обязательно происходит подгонка показателей жесткости и веса, это необходимо для отстройки резонанса. Чтобы обеспечить нужную степень стойкости, всегда особенный акцент делается на земном резонансе.

Конструкция вертолета

Для начала следует познакомиться с термином — авторотация. Это эффект вращения вертолета в сторону, противоположную направлению вращения несущего винта. Таковы законы физики. Вертолеты приходится оснащать дополнительным винтом, расположенным в хвосте, — рулевым. Рулевой винт создает силу, противоположную авторотации и компенсирующую ее. Наличие рулевого винта позволяет вертолету двигаться в нужную сторону, а не крутиться на месте.

Схема без хвостового винта

Авиастроители создали вертолет по схеме NOTAR (это сокращение от английского No Tail Rotor, в переводе — «без хвостового винта»). Вместо рулевого винта имеется хвостовая балка, через которую проходит воздух от вентилятора. Он вырывается из хвостового сопла в нужном направлении, компенсируя авторотацию.

Вертолеты двухвинтовой схемы

Рулевой винт является самым проблемным узлом современных вертолетов. Во-первых, он опасен и может тяжело травмировать человека, стоящего рядом с вертолетом. Во-вторых, именно от этой «мелочи» полностью зависит работоспособность такой большой и сложной машины, как вертолет. Стоит этому небольшому и хрупкому узлу повредиться — и вертолет превратится в груду неуправляемого металла. Неудивительно, что авиаинженеры пытаются исключить рулевой винт из конструкции вертолета. Одним из путей является создание вертолета с двумя несущими винтами.

Парочка соосных несущих винтов

Вертолетная схема с парой несущих винтов, расположенных один над другим, называется соосной (это слово означает, что оси винтов совпадают). Два несущих винта вращаются на одной оси в противоположные стороны, благодаря чему происходит взаимная компенсация эффекта авторотации. Основным мировым производителем вертолетов по такой схеме является российское предприятие «Камов». В частности, в 1997 г. был разработан ударный вертолет «Камов» Ка-52 (на западе его окрестили «Аллигатором»).

Парочка разнесенных несущих винтов

Еще одной схемой конструирования вертолетов является схема с двумя разнесенными несущими винтами. Термин «разнесенные» означает, что несущие винты располагаются не на одной оси (как в соосной схеме), а в разных местах фюзеляжа. По такой схеме создан тяжелый американский вертолет СН-47 «Чинук» фирмы «Боинг» (чинуки — индейское племя). Первые «Чинуки» транспортировали пушки и грузовики в джунглях Вьетнама более полувека назад.

Сложности конструкции

Пара несущих винтов — это, безусловно, великолепная идея. Она позволяет исключить такое слабое звено, как рулевой винт. Однако она же привносит в конструкцию новую проблему. Сдвоенный несущий винт намного сложнее устроен, чем одиночный. Поэтому только самые передовые фирмы мира занимаются производством вертолетов соосной схемы.

Легендарный «Ирокез»

Война во Вьетнаме стимулировала создание многоцелевых ударных вертолетов. Самый известный из них — «ирокез» — занимался не только массовой транспортировкой или эвакуацией, но и вошел в историю как первый вертолет непосредственной огневой поддержки войск.

Русский винтокрылый «универсал»

В 1971 г. на вооружение Советской армии был принят вертолет Ми-24, созданный в конструкторском бюро еще одного гения вертолетостроения — русского инженера М. Миля. Это уникальная машина, сочетающая качества транспортного и ударного вертолета. До настоящего времени не создано настолько универсальной машины. Ми-24 может с успехом уничтожать танки, штурмовать вражеские укрепления, доставлять грузы, высаживать десант и эвакуировать раненых.

Ударный боец племени апачей

Создание в России транспортно-ударного вертолета Ми-24 весьма впечатлило военных стран НАТО. В 1982 г. в армию США поступили первые серийные вертолеты АН-64 «Апач» (апачи — племя североамериканских индейцев). На сегодня это один из самых эффективных проектов в области вертолетостроения, настоящая боевая машина XXI в. Он разработан для взаимодействия с наземными войсками на переднем крае в условиях наступательных операций.

«Европеец» под номером 135

С 1996 г. совместная франко-германская фирма «Еврокоптер» производит легкий многоцелевой вертолет ЕС-135. Термин «многоцелевой» означает, что эта машина может выступать в различных качествах как на гражданской, так и на военной службе. ЕС-135 применяется как санитарный, поисково-спасательный, полицейский и разведывательный вертолет, также к нему можно прикрепить внешние крылышки с подвесным оружием.

Боевой «немец»

В годы Второй мировой войны фирма «Мессершмитт» производила отличные боевые самолеты. После войны она вошла в состав концерна, занимавшегося в том числе производством вертолетов. Перед нами — Во-105, легкий многоцелевой вертолет. До 2000 г. было выпущено более 1400 таких моделей. Из них 800 — гражданских модификаций (для полиции, госпиталей и больниц, транспортных компаний) и 600 — военных (разведывательный и ударный варианты).

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector