Aklaypart.ru

Авто Журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Чем вредно торможение двигателем

Торможение двигателем — что это такое

Тормозить двигателем — значит замедлять автомобиль без использования педали тормоза. Метод имеет свои плюсы и минусы, но в некоторых случаях он единственный возможный. Например, с его помощью можно избежать заноса в гололед или сохранить должный уровень безопасности при спуске в горной местности. Он также окажется рациональным выходом из ситуации, когда возникает проблема с тормозной системой. Некоторые же применяют способ торможения двигателем для экономии бензина и сохранности тормозных колодок.

Что такое торможение двигателем

Торможение автомобиля двигателем представляет собой замедление движения без использования тормозной системы машины. Здесь на педаль тормоза нажимать уже не нужно. Скорость снижается, когда передача включена, а педаль акселератора отпущена. Такой способ остановки называется еще — «принудительный холостой ход».

На практике это выглядит примерно так. Машина двигается на скорости. На приличном расстоянии до светофора с красным сигналом водитель перестает нажимать на газ, и автомобиль совершает движения уже по инерции, постепенно замедляясь. А перед перекрестком водитель плавно нажимает на тормоз и машина останавливается.

Плюсы и минусы метода

Торможение двигателем в значительной степени снижает вероятность заноса на скользкой дороге — в этом, пожалуй, его главная выгода. При таком способе замедления колеса не блокируются, в отличие от использования штатных тормозов, а значит, нет опасности потери управляемости. Даже в машинах с ABS полностью исключить заносы на скользком покрытии невозможно, хотя наличие электронных систем безопасности в значительной мере повышает устойчивость на дороге.

Также торможение двигателем часто используется в горной местности при движении по серпантину, — в основном по причине значительного перегрева колодок вследствие их интенсивного использования. При возникновении нештатной ситуации, требующей быстрого реагирования, все же лучше давить на тормоз, а не тратить время на торможение двигателем, которое точно не поможет быстро остановиться.

В городе двигателем тормозят чаще всего из-за экономии топлива. Автолюбителей привлекает тот факт, что машина движется при отсутствии подачи топлива. При этом не истираются покрышки колес и тормозные колодки. На деле экономия оказывается незначительной, а ошибка в последовательности действий может испортить двигатель.

Метод нередко применяется, если тормоза вышли из строя. Конечно, в этом случае мы рекомендуем обращаться в сервис. Но если транспортировать автомобиль с помощью эвакуатора невозможно, некоторые смельчаки практикуют перемещение машины с использованием данного метода. Скорость замедляется с помощью переключения на пониженные передачи, далее машина останавливается посредством стояночного тормоза (ручника).

Основной недостаток торможения двигателем заключается в том, что стоп-сигналы в момент замедления не зажигаются, значит, идущие сзади автомобили могут не сразу заметить, что ваша машина снижет скорость, повышается риск возникновения аварийной ситуации. Однако гораздо печальней, что злоупотребление способом не лучшим образом сказывается на состоянии механизмов.

Вообще обратные нагрузки плохо переносятся двигателем. Надо понимать, что поршни современных моторов размещены несимметрично и при замедлении с помощью двигателя растут боковые нагрузки. Также повышается разряжение (давление становится ниже атмосферного) во впускном коллекторе, соответственно, увеличивается нагрузка на вентиляционную систему и могут возникнуть утечки. Масло перетекает прямо с распредвала во впускной коллектор. Смазка сочится через поршни прямо в цилиндры, а если машина оснащена турбиной, то еще и через нее. Избыточное масло скорее всего приведет к нагару свечей и порче поршневых колец, не говоря уже о засорении катализатора. В целом скачки давления отрицательно влияют на состояние элементов впуска. Загрязнение впускного коллектора тоже происходит по причине злоупотребления торможением двигателем. Это особенно вредно, если катализатор находится близко к коллектору.

Чем вредно торможение двигателем

Водительский опыт – вещь индивидуальная. Тем не менее, опыт основывается на базовых приемах, которые водитель вырабатывает за долгое время. Одним из таких общепринятых приемов, это торможение двигателем. Многие убеждены, что такой прием торможения самый безопасный, особенно на скользкой дороге. А некоторые считают, что торможение двигателем вредит двигателю и трансмиссии. Кто же прав в такой ситуации, а кто нет, попробуем разобраться в данной статье.

Что же это такое?

В начале, следует разобраться с тем, что вообще представляет собой торможение двигателем и в каких случаях оно действительно нужно. Если более точно, то это процесс, возникающий во время, когда двигатель сопротивляется разгону автомобиля или нагрузке, которая стремиться увеличить обороты вращения коленчатого вала. Иными словами, торможение двигателем происходит, когда водитель отпускает педаль газа, при этом, не нажав сцепление. В этот момент подача топлива сводится к минимуму, а сам двигатель превращается в агрегат, который не выдает энергию, а забирает ее от трансмиссии. В результате чего возникает эффект торможения, который и замедляет вращение двигателя, тем самым снижая скорость движения машины.

Читать еще:  Vw bora схема двигателя

При этом важно понимать, что заметить эффект торможения двигателем заметен лишь в некоторых условиях. Чтобы понять природу этого эффекта, нужно обратить внимание на достаточно простые вещи. Когда водитель нажимает на педаль акселератора, двигатель увеличивает обороты, а когда он ее отпускает, двигатель замедляет обороты. В данном случае трансмиссия служит для распределения силы вращения двигателя и передачи ее на колеса. Пониженной передаче характерна низкая скорость на относительно высоких оборотах двигателя. На повышенной передаче автомобиль уже достаточно быстро передвигается, но также быстро ускоряться, как на пониженной передаче двигатель не может, так как он не может прилагать столько же усилий. Поэтому эффект ускорения, а также и торможения на пониженных передачах намного заметней.

Самым главным преимуществом торможения двигателем сводится к тому, что такое действие со стороны водителя снижает риск заноса автомобиля. Потому что колеса не блокируются тормозными колодками, как при осуществлении обычного торможения. Именно поэтому, торможение двигателем является одним из эффективных приемов против аварии. Хотя в спокойных ситуациях этому приему тоже найдется место. К примеру, когда светофор на перекрестке горит красным, а до него еще достаточно е расстояние, для того чтобы спокойно докатиться до перекрестка и не прибегать к торможению при помощи основного тормоза. Торможение двигателем также будет полезным в условиях скользкой или мокрой дороги и на затяжных спусках

Безопасность — наше все

В процессе торможения двигателем тоже не все так идеально. Все дело в том, что во время снижения скорости машины таким способом водитель не подает соответствующих сигналов остальным участникам движения. Стоп сигналы на таком авто не загораются. Следовательно, водитель сзади идущего автомобиля не информирован о действиях водителя, решившего тормозить при помощи двигателя. А в условиях плохой видимости скорость и дистанция ощущаются плохо. Последствия такой плохой ориентации могут быть плачевными. Поэтому не следует забывать и о своей безопасности и безопасности окружающих. Поэтому, начинающим водителям стоит потренироваться на какой-нибудь закрытой площадке, с целью познания своих возможностей и возможностей своего авто.

В европейских странах к торможению двигателем подходят со всей ответственностью. На участках, где это может быть опасно, устанавливаются соответствующие знаки.

Как правильно выполнять?

Приемов такого торможения существует много, но наиболее распространенных не более трех. Хотя эффективно использовать даже эти три, могут далеко не все. Попытаемся исправить этот пробел при помощи некой инструкции и некоторых рекомендаций. Итак…

Чаще всего, торможение при помощи двигателя начинается с отпускания ноги с педали акселератора и перехода на пониженную передачу, в большинстве случаев, это третья. Далее, после значительного замедления включается вторая передача и так далее. Но в этом процессе важно найти оптимальное состояние для перехода на пониженную скорость. Иначе, характерного клевка и удара по трансмиссии, не избежать. Для того, чтобы этого не случилось, следует перед переключением немного нажать на педаль акселератора, для кратковременного поднятия частоты вращения двигателя. А после переходить на пониженную передачу и далее продолжить торможение.

Обратите внимание!

Ни в коем случае не следует переходить с четвертой или третьей передачи сразу на первую, это может вызвать резкий занос автомобиля с возможным выносом на полосу встречного движения. К тому же это может повлечь за собой серьезную поломку и дорогостоящий ремонт.

Еще один важный момент. На скользкой или мокрой дороге нужно аккуратно пользоваться сцеплением. Не стоит его резко отпускать, это может вызвать блокировку ведущих колес. Специалисты рекомендуют немного задерживать педаль сцепления для плавного «подхвата».

Спорные моменты

Эффективность торможения с использованием двигателя зависит от совокупности множества факторов. Сюда входят, мастерство водителя, состояние автомобиля, состояние дороги и соответствующей ситуации. Если с водительским мастерством и дорожными условиями более или менее понятно, то технические моменты следует рассмотреть отдельно. Для того чтобы развеять некоторые мифы.

Читать еще:  В каком случае разбирают двигатель

Все выше сказанное, касалось торможения автомобилей с механической коробкой передач. А как поступать в ситуации с АКПП? Вопрос достаточно серьезный, поскольку использование торможения в данном случае, двигателем во многом зависит от типа автоматической коробки, электронной начинки и доступных для водителя режимов работы АКПП. Для уточнения этого вопроса следует подробно изучить его в руководстве по эксплуатации конкретного автомобиля. Как правило, этот процесс достаточно подробно освещается производителем, с описанием как это делать и как делать нельзя.

Машины с автоматической коробкой, имеют возможность осуществлять торможение двигателем, не хуже машин с механической трансмиссией. В теории торможение может быть даже эффективней и безопасней чем на механике, потому что автоматика гораздо быстрее и аккуратней осуществляет процесс сцепления. Более того, многие производители оснащают свои автомобили системой EBC (Engine Braking Control), которая помогает предотвратить блокировку колес, при резком сбросе «газа», а также контролирует процесс торможения двигателем.

Кстати, еще один момент, при осуществлении попытки осуществить торможение двигателем следует учитывать наличие системы ABS. Если автомобиль ею оснащен то в экстренной ситуации (исключением является гололед), то торможение двигателем, это может быть потерей драгоценных секунд. В большинстве экстремальных ситуаций, ABS справиться лучше.

Существует мнение, что дизельный двигатель тормозит более эффективно, чем бензиновый. Поскольку степень сжатия в его цилиндрах выше в 1,5 раза. Наверное, если сделать эксперимент, то такое суждение можно подтвердить, но принципиального отличия здесь нет. Ведь торможение двигателем не дает такого большого замедления и сильно на это обращать внимания не стоит.

Распространенное мнение о том, что торможение двигателем снижает расход топлива. С этим фактом трудно поспорить, ведь и правда когда педаль акселератора отпущена, расход в этот момент и действительно снижается до нуля. Но в целом на общую картину расхода топлива это не влияет

Вредит ли это вашему авто?

Можно часто услышать от разных знакомых, прочитать на форумах, что торможение двигателем плохо влияет на его состояние и состояние трансмиссии. Говорят, что изнашиваются поршневые кольца, синхронизаторы КПП и т. д. Но на самом деле все не так страшно, как может показаться, если все делать правильно и аккуратно, то вреда это не принесет. Тем более не нужно все время тормозить двигателем. Такой способ, все-таки для более экстремальных ситуаций и пользоваться этим методом нужно больше из соображений безопасности.

Принудительный холостой ход

Давно прошли те времена, когда на холостом ходу у мотора “закидывало” свечи из-за подачи слишком разреженной смеси и втягивания масла в камеры сгорания. Сейчас расход масла больше 300-400 граммов на 1 000 км является поводом для капитального ремонта, а топливо при торможении двигателем не подается вообще, вплоть до самых малых оборотов. Сплошная польза и экономия.

Когда же нужна тяга, система управления двигателем моментально подаст топливо, без всяких провалов тяги. И совершенно ничего страшного с мотором, на первый взгляд, не происходит. Производители двигателей позаботились о том, чтобы этот режим работы двигателя не вызывал каких-то явных проблем.

РЕЖИМ ТОРМОЖЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ С ПРЕКРАЩЕНИЕМ ПОДАЧИ ТОПЛИВА ПОЛУЧИЛ НАЗВАНИЕ «ПРИНУДИТЕЛЬНЫЙ ХОЛОСТОЙ ХОД». ИМЕННО ЭТОТ РЕЖИМ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ПРИ ТОРМОЖЕНИИ ДВИГАТЕЛЕМ НА ВСЕХ СОВРЕМЕННЫХ МАШИНАХ.

Но все же скептики, которые говорят о травматичности такого режима, тоже правы. И вот почему.

Плюсы и минусы этого манёвра

Если вы ни разу не притормаживали свой автомобиль таким способом, то необходимо узнать, что значит тормозить двигателем при нормальных погодных условиях и состоянии дороги, чтобы не запаниковать в экстренной ситуации. Как я уже говорил, такой способ помогает избежать заноса в случае торможения в гололед. В таком случае колёса не блокируются тормозными колодками, как это происходит при обычном торможении. Система управления не блокируется, а машина становится более устойчивой.

Снижение скорости происходит довольно плавно. Но всегда стоит учитывать, что при таком способе тормозной путь значительно длиннее. Сложно сказать однозначно, вредно ли тормозить двигателем. Можно сказать, что однозначный плюс – это безопасность. А минус – длительность и плавность. Т.е. сбрасывание скорости двигателем ни в каком случае не будет экстренным, и это нужно учитывать.

Ещё один важный нюанс – когда вы решили осуществить подобный манёвр о ваших намерениях неизвестно никому кроме вас. Если при нажатии педали тормоза сзади машины включаются стоп-сигналы, то при торможении двигателем этого не происходит. А значит, есть вероятность аварии. Многие говорят, якобы такой способ увеличивает износ трансмиссии и мотора. Всё на самом деле не так страшно. В конце концов, не так часто используется этот способ, чтобы навредить транспортному средству. Главное больше практики и умение предвидеть ситуацию, при которой уместно применять подобный способ снижения скорости.

Читать еще:  Двигатель subaru ez30 характеристики

Медленное торможение на механике

У меня первое авто было простенькое. На нем стояла МКПП на 5 передач. Я узнал, как тормозить двигателем на механике от своего знакомого, который чисто случайно сел за руль. Короче, схема движений должна быть такой:

  1. Отпустить педаль газа.
  2. Выжать педаль сцепления.
  3. Выключить повышенную передачу.
  4. Включить пониженную передачу.
  5. Отпустить педаль сцепления и снижать постепенно скорость.

Не спешите быстро переключаться с повышенной скорости на пониженную. Если сейчас на вашем тахометре – 2000 оборотов, то, включив пониженную скорость движок заорёт и это, действительно, плохо. Идеальный вариант переключения – 1200 – 1500 оборотов. Как только мы переключим передачу на меньшую, то стрелка тахометра повысится до 2 тысяч оборотов, а это уже более нормальный вариант. В общем, тренироваться нужно. Многое зависит ещё и от объёма двигателя.

Это более чем подробная последовательность движений. Никакого негативного воздействия на автомобиль это не оказывает. Еще раз советую попробовать такой способ на сухой и хорошо знакомой вам дороге. Очень важно понять тормозной путь машины и вообще её поведение при таком способе. Кстати, иногда можно применять и незначительные короткие нажатия на педаль тормоза. Такие движения имитируют действия ABS и тоже не раз выручали меня на скользких дорогах при небольших расстояниях до стоп-черты.

Как быть с АКПП?

Чуть позже я себе приобрёл автомобиль с АКПП. Долго не мог понять, как можно тормозить двигателем на автомате. Можно сказать, что тут ситуация обстоит сложнее, но это тоже возможно. Коробка-автомат так не реагирует на торможение, как механика, и приходится чаще использовать рабочий тормоз. Здесь имеет значение насколько старый у вас автомат. На более старых версиях есть ограничения по переключению скоростей. В более новых версиях в идеале использовать полуавтоматический режим, это позволит сбросить скорость естественным путем и перейти на более низкую передачу. Вы должны понимать, что только снижение скорости позволит переключиться на пониженную передачу. Иначе этого не сделать.

Для того, чтобы привыкнуть к автомату и понять, как же применять на нем такой способ, требуется больше времени и сноровки. У меня не сразу получилось разобраться на какой скорости я могу начать притормаживать, чтобы избежать ненужного заноса. Но со временем навык пришёл и я понял, что для автомата крайне важно при попытке снизить скорость мотором вообще не нажимать на педаль газа.

В итоге могу сказать, что не очень сложно разобраться, как правильно тормозить двигателем в скользкой ситуации. Нужно помнить схему перехода с повышенной на пониженную передачу, ни в коем случае не выжимать резко тормоз и держать в голове длинный тормозной путь автомобиля. И еще один нюанс – как бы ни хотелось резко остановиться, переходить сразу на первую передачу категорически запрещено, потому что занос просто обеспечен. Плюс для движка такой скачок будет вреден. Я имею ввиду переход на механике с 3 передачи на 1 или 4 на 2 при высоких оборотах.

Вернуться вверх

Торможение газом (за счет заднего хода)

Рассмотрим еще один альтернативный способ торможения. Суть его состоит в том, что автомобиль тормозит за счет вращения ведущих колес в обратном направлении.

Порядок торможения газом следующий:

  1. включите передачу заднего хода;
  2. нажмите на газ.

В данном случае эффективность торможения зависит от мощности двигателя автомобиля.

Внимание! Данный способ может привести к серьезным повреждениям автомобиля, однако в некоторых случаях это может быть оправданно.

В заключение хочу еще раз сказать о том, что обучиться торможению передачами (двигателем) довольно легко. В том числе и самостоятельно. Рекомендую Вам выбрать подходящий участок дороги и потренироваться. Навык альтернативного торможения позволит избежать неприятных последствий в случае отказа тормозов.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector