Чем смазать двигатель винилового проигрывателя - Авто Журнал
Aklaypart.ru

Авто Журнал
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Чем смазать двигатель винилового проигрывателя

Как ухаживать за винилом: 7 советов для начинающих

Музыка — это не только само звучание, но и атмосфера вокруг него. Например, винил: уход за проигрывателем и коллекцией пластинок для многих ценителей — это целый ритуал.

Но прежде всего, это необходимость, ведь иначе пластинки будут портиться, плохо звучать, а коллекция будет выглядеть неопрятно. В этой статье мы расскажем, что нужно делать начинающему любителю винила.


Фото soaringbird / CC-BY

Советы, о которых пойдет речь ниже, относятся к категории базовых. Это значит, что они будут актуальны для всех любителей винила, и особенно для начинающих – вне зависимости от того, купили ли вы свой первый проигрыватель или решили реанимировать старый аппарат и послушать записи из детства. Если соблюдать несколько нехитрых правил, новая техника прослужит вам дольше, а старые и раритетные записи не скоро утратят свое очарование.

1. Не трогайте поверхность пластинки

Каким бы чистюлей вы ни были, брать пластинку прямо за звуковую дорожку — плохая идея. Жир, грязь и пот с ваших пальцев попадут в канавки, и звучать пластинка будет хуже. Брать пластинку можно только за края и за этикетку.

2. Храните пластинки в специальных конвертах

Послушали пластинку — положите обратно в конверт, чтобы она не пылилась или вы ее чем-то случайно не залили. При этом, если часто слушать пластинку, доставать и класть ее туда-сюда, то оригинальный конверт рано или поздно придет в негодность. К тому же, обычные бумажные конверты могут поцарапать пластинку. Поцарапанный участок пластинки будет звучать с помехами, а если повреждения сильные, то может вообще не проигрываться.


Фото heidl / Public Domain Mark 1.0

Конверты делятся на внешние и внутренние. Внешние могут быть какими угодно — лишь бы вам нравились. А внутренние должны защищать пластинки от пыли, царапин, накопления статического электричества, поэтому выбирать абы какие — не стоит. Лучше всего пользоваться пластиковыми или полипропиленовыми конвертами.

3. Складывайте пластинки вертикально в ряд, не горизонтально стопкой

Если класть пластинки друг на друга, то нижние со временем погнутся. На конвертах же появятся круглые пятна, потому что они плотно прижаты друг к другу. Поэтому коллекцию нужно хранить в вертикальном положении и не забивать до упора шкаф пластинками.


Фото Cinty Ionescu / CC BY 2.0

4. Подальше от солнца, тепла и влаги

Выделить отдельное помещение для хранения пластинок и следить за его микроклиматом навряд ли получится, но все же нужно соблюдать простые условия.

Складывайте пластинки подальше от батарей, обогревателей и других источников тепла. Эти источники могут быть самыми неочевидными — например, коты. Бриттани МакКриглер (Brittany McCrigler) рассказала историю, как ее кот вздремнул на пластинке, оставив на ней свой след. К счастью, пластинку удалось восстановить с помощью двух тарелок и духовки.

Чтобы на конвертах не завелись грибки и плесень, избегайте влажных мест. Мы понимаем, что вы не собираетесь ставить шкаф с пластинками в ванной, но хранить их, скажем, на даче в деревянном домике или в гараже не стоит. Наконец, на вашу коллекцию не должны попадать прямые солнечные лучи, чтобы не выцветали корешки.

5. Не экспериментируйте со средствами для чистки

Самодельные спиртовые составы, клей и даже средства для мытья посуды — советов по поводу того, чем чистить пластинки, существует масса. Но самодеятельность — это на ваш страх и риск.

Здесь есть много нюансов, и всегда существует шанс повредить пластинку, подобрав чистящий состав из арсенала бытовой химии. Для простой очистки поверхности от пыли сгодится и дистиллированная вода. Для более тщательной чистки лучше использовать сертифицированные средства.

6. Чем чистить пластинки

Бюджетный вариант — это тряпочки из микрофибры. Ими вполне можно удалить простые загрязнения: пыль на поверхности, грязь и жир от пальцев. С другой стороны, частички микрофибры могут забиться в звуковые канавки. Чтобы более тщательно и, главное, без последствий очистить пластинку, нужно использовать специальные щетки.

Самый продвинутый вариант — машинка для очистки винила. Она, в сочетании с чистящей жидкостью, дает лучший результат, полностью удаляя загрязнения с пластинок.

7. Не забывайте про сам проигрыватель

Проигрывателю тоже нужен уход. То, что нужно протирать его от пыли — это само собой разумеется. Также уделяйте внимание игле: если она будет в плохом состоянии, то будут портиться пластинки — частички грязи с иглы вдавятся в канавки на пластинке, и достать их оттуда будет очень сложно.

Наиболее бюджетный вариант – чистить иглу ватной палочкой. Смочите ее в средстве, которое вы используете для чистки пластинок, и пройдитесь по поверхности иглы. Это, однако, чревато тем, что за иглу могут зацепиться частички хлопка – в таком случае чистка принесет больше вреда, чем пользы. Можно использовать липкие губки для винила — они подходят и для пластинок, и для иглы. В идеале, чистить иглу нужно после каждого прослушивания.

Когда проигрыватель работает, следите за тем, чтобы его никто не задел. Тогда игла может соскочить и повредить пластинку. Умельцы спасают винил и от царапин, но сделать это довольно сложно. Придется скальпелем под микроскопом корректировать царапину. И то не факт, что получится.

Важно проследить и за тем, насколько ровно установлен ваш проигрыватель. Это поможет избежать лишних вибраций, которые, в свою очередь, влияют и на качество звука, и на работу всей системы в целом. После того, как вы поместили проигрыватель на устойчивую поверхность вдали от сторонних источников вибрации, его нужно выровнять – так, чтобы все составляющие проигрывателя располагались строго горизонтально, а не под наклоном.

Читать еще:  Чем отличаются двигатели vtec

Выровнять его можно с помощью компактного уровня или даже приложения для смартфона — такие можно скачать на любую модель со встроенным гироскопом.

Стоит обратить внимание и на установку картриджа – его тоже необходимо выровнять (для этого существуют специальные металлические мерные линейки и более простые картонные – их вкладывают в комплект производители). Эта операция позволяет убедиться, что игла будет расположена под нужным углом к канавке пластинки – что продлит жизнь и пластинке, и проигрывателю. Подробнее об этом мы рассказывали здесь.

Еще больше хитростей и советов в нашем «Мире Hi-Fi»:

  • Чем чистить иглу и пластинки, как правильно установить проигрыватель и другой инструментарий виниловода: часть 1 и часть 2
  • Уход и хранение виниловых пластинок
  • Виниловые хитрости

Благородный внешний вид и дорогие фишки

Качество и дороговизну винилового проигрывателя можно оценить с первого взгляда по корпусу. У Lenco LBT-188 он выполнен из прессованного дерева, достаточно тяжёлый и без посторонних запахов.

На выбор доступны две расцветки, светлая и тёмная. Мне достался экземпляр из тёмного, полированного дерева. Корпус максимально гасит посторонние дребезжания, шумы и другие звуки, мешающие прослушиванию пластинок.

На деревянный корпус устанавливается металлический опорный диск, который приводится в движение с помощью ременного привода. Плюсы такого решения – мотор, приводящий в движение опорный диск, расположен в корпусе не прямо под диском, а немного в стороне. Так что он никак не влияет на тонарм своими возможными микровибрациями.

Да, расположение мотора подальше от тонарма также благоприятно влияет на головку звукоснимателя, на которую не действует магнитное поле от мотора. Так что никаких искажений звука.

Рядом с опорным диском и тонармом есть два элемента управления, один из которых отвечает за скорость вращения, а второй за уровень громкости.

Lenco LBT-188 может проигрывать пластинки любого размера от 7 до 12 дюймов со скоростью 33,1/3 или 45 об/мин.

Вся верхняя часть проигрывателя закрывается прозрачной пылезащитной крышкой, причём её можно закрыть и во время работы Lenco LBT-188, чтобы никто случайно не толкнул тонарм или не схватился за пластинку пальцами.

На задней части корпуса расположились стандартные RCA-гнезда для подключения внешних колонок. Рядом есть рычажок включения-отключения встроенного фонокорректора и разъём для подключения проигрывателя к ПК, чтобы оцифровывать пластинки.


Также рядом с разъёмами и кнопкой включения Lenco LBT-188 можно увидеть индикатор работы Bluetooth и несъёмный шнур питания.

Тонарм у Lenco LBT-188 пластиковый, а вот противовес увесистый, металлический. Настройка прижимной силы происходит именно с помощью него – нужно аккуратно двигать вперёд или назад железный цилиндр для наилучшего результата.

Важный момент: у Lenco LBT-188 в комплекте есть предустановленный звукосниматель от Audio-Technica. Аксессуары этой компании высоко ценятся меломанами во всём мире, продаются обычно отдельно и стоят недёшево.

При желании, комплектный звукосниматель можно заменить на ещё более продвинутую модель, в зависимости от ваших музыкальных предпочтений и советов более бывалых друзей-меломанов, которые у вас обязательно появятся.

Тут всё зависит от вашего увлечения «апгрейдом» своей аудиосистемы.

Как часто нужно чистить иглу?

Если вы являетесь постоянным слушателем, рекомендую чистить иглу примерно раз в неделю. Вообще, мнения о частоте очистки различаются – в конечном счёте, скорость накопления пыли стилусом зависит от того, как часто вы воспроизводите пластинки и насколько они чистые. Регулярная очистка пластинок перед каждой игрой — это ваша первая линия защиты от загрязнённой иглы. О том как следует чистить и хранить пластинки, можно прочитать в одной из моих предыдущих статей:

Привод проигрывателя винила: история вращений (ролик, пассик, прямой)

Проигрыватель виниловых дисков нельзя представить без вращающегося опорного диска, на который мы устанавливаем свои пластинки. Но что же заставляет его вращаться и как эволюционировал такой простой, казалось бы механизм? Давайте разберемся.

Винил на роликах

Если обратиться к истории Hi-Fi-аудио, то одной из наиболее заметных дат здесь можно считать 1958 год – именно тогда появился стереозвук как коммерческий формат. Что касается проигрывателей пластинок, то почти все они тогда представляли собой так называемые «чейнджеры» — устройства с автоматической сменой дисков. Работали они так. На шпиндель опорного диска, который гораздо выше, чем у нынешних проигрывателей, нанизывался целый штабель музыкальных пластинок. Так как на одной стороне пластинки было записано 20-25 минут музыки, четыре пластинки на таком автомате давали более часа непрерывного прослушивания. Особенно подобные чейнджеры были популярны на радиостанциях и в клубах, но, разумеется, были востребованы и у меломанов.

Вся эта предыстория была нам нужна для того, чтобы понять, что опорному диску (то есть приводящему его в движение двигателю) в таком проигрывателе приходилось вращать довольно тяжелый груз – несколько сложенных в штабель пластинок. Нужен был привод, способный обеспечить высокий крутящий момент, то есть способный раскрутить тяжелый диск с пластинками. И для передачи вращения от двигателя к диску был придуман роликовый привод.

Как нетрудно догадаться, приводным элементом здесь являлся ролик. Он имел небольшой диаметр (обычно около 5-7 см), и был расположен под опорным диском. У последнего с нижней стороны была выточка, образующая внутренний обод. При включении воспроизведения с помощью рычага ролик прижимался одновременно к этому внутреннему ободу опорного диска проигрывателя и к валу двигателя (в распор), выполняя роль передатчика вращения. Иногда в эту конструкцию включались дополнительные механические элементы для изменения скорости вращения пластинки.

Читать еще:  Toyota gt86 тюнинг двигателя

Роликовый привод на тот момент оказался самым надежным из предложенных индустрией и быстро стал популярным у разных изготовителей. В 1960-х годах его с успехом использовали такие компании как Dual, Miracord, Garrard, Thorens и многие другие.

Однако у роликового привода были и свои недостатки. С течением времени на резиновом ободке, который имел ролик для лучшего сцепления со шкивом и опорным диском, из-за износа могли образовываться неровности. Они приводили к возникновению заметных механических шумов (т.н. рокота) при вращении пластинки, которые передавались через звукосниматель и были слышны в колонках. Впрочем, в те времена ролик можно было легко заменить на новый.

Стоит заметить, что колонки открытого типа, которыми часто комплектовались стереосистемы тех лет, были особенно чувствительными к подобным низкочастотным помехам.

Пассиковый привод и его рождение

Разумеется, серьезные меломаны были не в восторге от того, что какой-то чейнджер будет сбрасывать с проигрывателя их драгоценные пластинки, да и сама идея складывать диски друг на друга, рискуя их повредить, нравилась далеко не всем. Так в моду вошли проигрыватели с коротким шпинделем опорного диска, рассчитанные на единовременную установку только одной пластики. В этом случае не было необходимости и в системе привода с высоким крутящим моментом, поскольку теперь нагрузка на двигатель стала существенно меньше. И, разумеется, нужно было найти привод с меньшим уровнем механических шумов, чем у роликовой конструкции.

Так появилась идея соединить вал двигателя и опорный диск с помощью эластичного ремня (пассика). В начале 1960-х годов компания Acoustic Research выпустила первый массовый проигрыватель с пассиковым приводом, который так и назывался «Проигрыватель AR». Интересно, что именно компания Acoustic Research разработала чуть раньше и первые компактные закрытые колонки, с которыми популярные тогда проигрыватели с роликовым приводом зазвучали с меньшими помехами.

Но мы отвлеклись. Пассиковый привод значительно превосходил роликовый с точки зрения гораздо меньшего уровня механических шумов — точнее, у пассика их практически не было вообще. Да и стабильность скорости вращения диска у таких проигрывателей была выше.

Разумеется, крутящий момент у системы с пассиковым приводом был заметно ниже, и для использования в чейнджерах, вынужденных крутить штабель пластинок, она не подходила. Но для меломанов, уже полностью отказавшихся к тому времени от использования чейнджеров в своих системах, это не имело значения.

Со временем, пассиковый привод в проигрывателях винила стал доминирующим в индустрии, полностью вытеснив ролик. Интересно, что были разработаны модели проигрывателей и с комбинированным пассиково-роликовым приводом, но из-за сложности конструкции и не очевидных преимуществах они популярности не получили. В то же время системы пассикового привода постоянно совершенствовались – компании экспериментировали с различными материалами для изготовления приводного ремня и его формой, системами демпфирования двигателей, способами натяжения пассиков. Чтобы спрятать двигатель и пассик, была придумана конструкция с субдиском. Можно сказать, что сегодняшние проигрыватели с пассиковым приводом ведущих мировых компаний прошли большой эволюционный путь и на сегодня обладают исчерпывающими характеристиками для качественного прослушивания винила.

Прямой привод (он же “Direct drive”)

В начале 1970-х годов компания Panasonic разработала новую систему привода, получившую название Direct Drive и, под принадлежащей ей торговой маркой, выпустила проигрыватель Technics 1200, ставший в последствии классическим.

В проигрывателе с прямым приводом опорный диск расположен непосредственно на валу двигателя (обычно в таких моделях используется и электронная система стабилизации скорости вращения, построенная на базе точного кварцевого генератора). Соответственно, двигатель в таком проигрывателе вращается со скоростью 33 1 /3 или 45 оборотов в минуту, то есть гораздо медленнее (их называли сверхтихоходными), чем в проигрывателях с пассиковым или роликовым приводами. В проигрывателях с прямым приводом не было расходников типа пассика или ролика, то есть фактически они не требовали обслуживания. Хотя, с другой стороны, их двигатель составлял более половины стоимости всего устройства (в отличие от гораздо более простых и дешевых двигателей в роликовых или пассиковых моделях). В случае выхода из строя замена такого двигателя меломану могла обойтись очень дорого. В целом прямой привод не создает заметных шумов, но в случае появления даже малейших вибраций, что также не исключено, они тут же будут переданы на пластинку и иглу звукоснимателя.

Надо заметить, что крутящий момент у проигрывателей с прямым приводом был даже выше, чем у роликовых, но для середины 70-х годов это уже не имело значения – чейнджеры в домашних системах к тому времени уже давно не использовались. Зато эту особенность проигрывателей с прямым приводом в конце 80-х оценили ди-джеи. Он позволял быстро менять пластинки, мгновенно начинать воспроизведение музыки, а также заниматься скретчингом и другими экспериментами над проигрывателем. Споры о том, какой привод лучше для домашнего прослушивания музыки с винила, прямой или пассиковый, не утихают на всех тематических форумах в интернете. Поклонники пассика настаивают на том, что обеспечиваемая им механическая развязка диска от двигателя гораздо лучше, чем в моделях с прямым приводом, а значит, и звучание музыки получается более чистым и детализированным. А если какие-то шумы все-таки попадают на диск и пластинку, то их спектр гораздо менее раздражающий для человеческого слуха, чем у шумов, создаваемых прямым приводом. Сторонники же прямого привода утверждают, что любые различия в уровне шумов двух систем минимальны и упирают на преимущества прямого привода в точности и стабильности скорости вращения пластинки. Впрочем, насколько заметна на слух и эта разница между пассиковым и прямым приводами, также является темой для горячего обсуждения.

Читать еще:  Двигатель vr6 как ремонт

4. Очистите стилус.

Это занимает менее 5 секунд, если у вас есть правильная щетка, и это дает самую ощутимую разницу в звучании. Стилус с грязью на нем не будет полностью вписываться в канавку пластинки, поэтому он не сможет воспроизвести всю музыку из канавки. Отличная щетка, которую мы рекомендуем: чистящая щетка Clearaudio Diamond cleaner brush, которая составляет менее 3000 руб. и имеет миллион твердых щетинок, чтобы полностью очистить алмазный наконечник иглы.

В нашем самом продаваемом комплекте аксессуаров для проигрывателей Clearaudio Professional Analogue Toolkit вы найдете устройство для настройки тонарма, тестовые записи, стробоскоп, пузырьковой уровень, весы, щетку для очистки иглы, чистящую жидкость для иглы, и многое другое.

Смазка демпферная ПМС- 60

Флакон со смазкой ПМС вязкостью 60000 ед. Колпачок выполнен с дозирующим устройством.
Смазка вязкостью 60000 ед предназначена для использования в механических узлах для сглаживания резких ударов, более точной работы механизма, уменьшение трения и снижение износа деталей. Применяется как для металлических изделий, так и для пластмассовых, изделий резины, нанесение на провода с целью профилактики их растрескивания изоляции.

В торговые точки поступает в шпицах емкостью 2 мл. или в тюбах емкостью 5-10 мм. Где купить демпферную смазку, можно ответить, просто – она продается в любом магазине для автозапчастей или дилерских центрах интернет ресурсов.

Характеристики:

  • Применяется для слабо нагруженных деталей;
  • Многоцелевая нейтральная смазка;
  • Рабочая температура от -40 до + 200 С;
  • Вязкость смазки 60000 ед.;
  • Упаковка шприца из 2 мм.

[c[content-egg-block template=offers_list next=2 title «Лучшая цена”]p>

Примерно оценить вязкость смазки можно по видеоролику, предоставленному ниже.

Смазка высокотемпературная. Не изменяет свои пластические свойства от -30 до -160 С. Кратковременно выдерживает +250С.

Установка новой головки

Вы справились — старая деталь устранена, все осталось целым и невредимым. Хорошо. Теперь настало время для установки новой головки звукоснимателя.

Снимаем держатель. Иногда он бывает зафиксирован лишь 1 винтом вместе с головкой под стандартный 6-гранный ключ. Поэтому осторожно откручиваем винт, отсоединяя при этом держатель.

После этого присоединяем к держателю исправную, новую головку звукоснимателя с помощью подходящих по размеру винтов из комплекта производителя. Прикрепляем держатель на нужное место.

Внимание! Как правило, все предлагающиеся к комплекту винты, применяемые для соединения элементов конструкции тонармов и звукоснимателей, производятся с максимально высокой точностью из высококачественной стали. Все эти детали обладают мягким рабочим ходом. Поэтому, если у вас в процессе их отвинчиванияпривинчивания возникли проблемы, или вам пришлось прилагать усилия, значит, что-то вы делаете неправильно.

Звукосниматель зафиксирован на тонарме. Значит, можно подключать входные проводники.

Посмотрите на тыльную сторону головки — там должны быть 4 нужных нам контакта. Именно к ним мы и подключаем клеммы проводников, которые свободно выходят из трубки тонарма. Во многих моделях этих деталей применяется цветовая кодировка контактов, а иногда встречается и символьная. При кодировке второго типа буквы R и L символизируют правый и, соответственно, левый каналы. Если вы видите там значки «+» (иногда еще встречается обозначение Hot) и «-», то их правильно будет читать, как «сигнальный» и «земляной».

Помните и не сомневайтесь: подсоединяемый контакт и нужный провод всегда одного цвета!

А теперь нам пригодится пинцет (ну или тоненькие пассатижи): по очереди надеваем каждый мини-штекер (которым оканчиваются проводники) на соответствующий по цветовой или символьной кодировке контакт звукоснимателя. Штекер устанавливаем плотно, «до конца». С его противоположной стороны должен быть виден лишь кончик контакта.

В процессе осуществления данной процедуры сильный нажим не требуется. Все должно происходить легко и плавно.

Порой случается, что штекер, надетый на контакт, чуть-чуть «великоват» и «шатается». Такой ситуации следует избегать, ведь она может стать причиной плохого, некачественного эклектического соединения. Снимите «великоватый» штекер, и очень аккуратно (максимально!), с легким усилием сожмите его пассатижами/пинцетом с боков. Подобные штекеры — это не что иное, как небольшой кусочек тонкого металла, свернутого трубочкой, поэтому уменьшение его диаметра описанным способом не должно вызвать никаких затруднений. После проведения такой корректировки заново надеваем штекер на нужный контакт, и, как следует, тестируем надежность его крепления. Если снова чувствуете ненадежное прилегание, то попытку сжатия краев штекера можно повторить.

Ну, вот и все. Поздравляем вас! Новенькая головка звукоснимателя была успешно заменена и монтирована вами самостоятельно. Дело остается за тонкой и детализированной настройкой тонарма. Рекомендуем вам перед этим воспользоваться нашим материалом «Как самостоятельно настроить виниловый проигрыватель?». В нем вы найдете массу полезных инструкций и простых, но эффективных советов по корректировке всех самых важных механизмов проигрывателя.

Удачных и радостных экспериментов. До скорых встреч, друзья!

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector