Aklaypart.ru

Авто Журнал
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Чем опасен перегрев двигателя автомобиля

Все металлические детали мотора чувствительны к увеличению температуры. Нагреваясь, металл расширяется и теряет исходные размеры. При умеренном нагреве кристаллическая решетка металла возвращается в первоначальное состояние. При сильном перегреве происходит деформация кристаллической решетки, влекущая за собой изменение формы деталей мотора. Самыми первыми страдают от перегрева поршни, головка блока цилиндра и сам блок. Рассмотрим перегрев двигателя, причины и последствия.

Семь внешних причин перегрева двигателя.

1. Утечка антифриза. Недостаток охладителя выводит мотор из нормального рабочего режима. При внутренней утечке антифриз просачивается в картер и разжижает моторное масло. Все это может привести к сбою функционирования каленвала и гидроудару. Внутренняя утечка может происходить по причине нарушения контура охлаждающей системы: повреждения резиновых прокладок, уплотнителей или шлангов.

2. Неисправность термостата. Данная неполадка происходит из-за скопившихся в системе охлаждения отложений. В результате сбоя в работе подвижного элемента нарушается циркуляция охладителя, что приводит к перегреванию силового агрегата.

3. Недостаточное воздушное охлаждение загрязненного радиатора. Со временем на ребрах скапливается грязь, которая препятствует качественному обдуву агрегата. Также может выйти из строя вентилятор. В машинах с вентилятором, работающим от электрического мотора, может выйти из строя температурный датчик. В случае если вентилятор приводится в движение каленвалом, проверьте натяжение ремня.

4. Повышенная нагрузка на движок в экстремальном режиме. При буксировке, подъеме на крутую возвышенность или в случае агрессивной езды мотор просто не успевает охлаждаться.

5. Продолжительная работа силового агрегата в условиях детонации быстро приводит к износу всех деталей. Так как одной из основных причин детонации бывает некачественное топливо и масло, не заправляйте машину дешевым бензином и маслом сомнительного качества.

6. Нарушение работы зажигания или впрыска. Это может произойти при сбоя заводских регулировок, следствием чего является критическое повышение температуры отработанных газов. В результате перегрева раскаленная головка блока приводит охладитель в состояние кипения.

7. Неисправность выпускного клапана.

Данные неполадки можно легко заметить и вовремя устранить.

Три внутренних причины перегрева двигателя

Помимо внешних (заметных) признаков перегрева движка существует внутренний перегрев, которой заметить и предотвратить невозможно. Автолюбителям остается лишь устранять последствия проблемы. Перегрев двигателя — симптомы внутренней неполадки:

1. Образование нагара в камерах сгорания. Изношенные цилиндры потребляют большое количество масла, которое не успевает полностью прогорать и оставляет на полостях отложение в виде нагара. В этом случае из выхлопной трубы появляется дым сизого оттенка, но неопытный автолюбитель не может понять причину этого явления.

2. Отложения минеральных солей в системе охлаждения. В данном случае функция охладителя снижается, что приводит к неэффективному теплоотводу.

3. Снижение теплопроводности цилиндров из-за добавления присадок в моторное масло. Некоторые вещества присадок провоцируют образование металлокерамического слоя на теле цилиндров, который выступает в роли теплоизолятора.

Распространенные причины перегрева двигателей

Существует множество причин, по которым двигатель автомобиля может перегреться. Некоторые случаи могут быть быстро исправлены, такими как доливка антифриза, но другие проблемы могут быть более постоянными, к примеру если пробита прокладка ГБЦ.

Слишком мало охлаждающей жидкости или ее нет

Вождение автомобиля без надлежащего уровня охлаждающей жидкости может вызвать отказ и перегрев автомобиля. Если уровень охлаждающей жидкости ниже, чем рекомендовано производителем, долейте охлаждающую жидкость. Ведь даже отсутствие 10% от общего количества антифриза может привести к проблемам.

Неисправность водяного насоса (помпы)

Работа водяного насоса заключается в циркуляции охлаждающей жидкости по двигателю. Если охлаждающая жидкость загрязнена или имеет слишком много отложений, то может остановить прохождение охлаждающей жидкости через насос, что может привести к перегреву. Также неправильно подобранный антифриз для вашего автомобиля может своим составом навредить вашей системе охлаждения. Всегда стоит ориентироваться на допуски вашего автомобиля и не жалеть денег. Ведь покупая дешевые антифризы, которые вовсе не подходят вашему автомобилю, вы вредите своей машине.

Проблема с вентилятором

Радиатор и их вентилятор помогают уменьшить тепло от двигателя за счет снижения температуры охлаждающей жидкости. Проблемы с вентиляторами могут снижать способность радиатора отводить тепло, что приведет к неестественному быстрому повышению температуры.

Слишком низкий уровень масла

Помимо смазки деталей двигателя, моторное масло помогает контролировать общую температуру в двигателе. Низкий уровень масла может повысить температуру двигателя. Моторное масло является в своем роде регулятором температуры с охлаждающим действием.

Неисправность термостата

Термостат в автомобиле необходим для регулирования температуры двигателя. Неисправность термостата может привести к повреждению двигателя, поскольку охлаждающая жидкость не будет течь в соответствии с требованиями производителя транспортного средства.

Основная задача термостата: блокировать поток охлаждающей жидкости в радиатор, пока двигатель не разогрелся. Когда двигатель холодный, через него не проходит охлаждающая жидкость. Когда двигатель достигнет контрольной температуры, термостат открывается. Он позволяет двигателю разогреться быстрее, тем самым уменьшая износ двигателя и выделения вредных выхлопов.

Читать еще:  Что дает вентилятор на двигателе

Проблемы с патрубками

Время от времени стоит следить за состоянием патрубков подачи антифриза на предмет изношенности и повреждений. При больших температурах от большого давления у патрубков есть свойство раздуваться и трескаться. Не стоит забывать про хомуты на патрубке, ведь со временем от старости они приходят в негодность и попросту могут слетать вместе со шлангом, освобождая путь для потока охлаждающей жидкости.

Засорен или поврежден радиатор

Радиатор может быть засорен как внутри, так и снаружи. Внутри поток охлаждающей жидкости нарушен, что может вызвать перегрев двигателя транспортного средства. Внешнее загрязнение в виде забитости грязью и мусором мешает воздушному потоку охлаждать радиатор через соты.

Неработающий клапан крышки радиатора

Крышки позволяют поддерживать в системе предусмотренное давление во всех режимах работы двигателя благодаря стравливанию воздуха в случае избыточного давления. Таким образом, их можно рассматривать в качестве «предохранительных клапанов» системы охлаждения. С периодичностью нужно менять крышку радиатора и выбирать более качественные модели.

Проблема с прокладкой головки блока цилиндров

Прокладка головки блокирует процесс внутреннего сгорания и предотвращает смешивание охлаждающей жидкости и масла.

Появление густого облака белого дыма в теплое время года после прогрева ДВС зачастую указывает на то, что в цилиндры попадает ОЖ.

Повреждение прокладки головки блока цилиндров обычно происходит в результате перегрева двигателя. Когда охлаждающая жидкость попадает в камеру сгорания из прокладки головки, она горит / испаряется, превращаясь в белый дым.

Данный случай может являться одновременно причиной и следствием постоянного поднятия температуры. Ведь при смешивании антифриза и масла она начинает превращаться в эмульсию. Тем самым моторное масло начинает терять свои свойства.

Исправный двигатель практически любой современной машины может перегреться. Случается подобная беда совершенно неожиданно

Современный мотор нагревается сильнее старых двигателей. Материалы конструкций, а также масла и смазки имеют температурный предел работоспособности. Превышение этого предела и приводит к проблемам.

Добавляет нагрузки и система наддува, а также выпускная труба, которую прокладывают рядом с масляным картером. Свой взнос вносят и каталитические нейтрализаторы, что ставят в непосредственной близости от двигателя, создавая несколько источников температур рядом.

Кондиционер — еще один источник тепла. Его конденсатор не только выделяет это самое тепло, но и затрудняет прохождение воздуха к радиатору двигателя.

Таким образом, перегрев может случиться даже у полностью исправного автомобиля. Скажем, при перегрузе температур. Ведь в этом случае многократно возрастает нагрузка на мотор. То же самое может произойти, если нещадно эксплуатировать машину в горной местности. Здесь к нагрузке на мотор прибавляется еще и низкая плотность воздуха, который охлаждает радиатор.

Перегрев двигателя — признак серьезной проблемы. Регулярные проверки технического обслуживания помогут выявить проблемы на ранней стадии, прежде чем они нанесут вашему автомобилю необратимые повреждения.

Профилактика системы охлаждения

Для профилактического действия рекомендуется промывки системы охлаждения от старого антифриза с его известковыми отложениями при помощи Pro-Tec Radiator Flush (RF) P1501.

Устраняет возникшие в процессе эксплуатации известковые отложения и накипь во всей системе охлаждения.

  • Растворяет и удаляет опасные отложения в радиаторе и теплообменниках, кранах, термостатах и водяных насосах;
  • Защищает от ржавчины и коррозии;
  • Повышается эксплуатационная надёжность и увеличивается срок службы агрегатов;
  • Улучшаются условия нагрева и охлаждения.


Для промывки системы от маслянистых отложений использовать двухкомпонентное средство Pro-Tec Radiator Oil Cleaner 2- components K1+K2 P1511-1.

Надежно очищает всю систему охлаждения и эффективно удаляет маслянистые отложения, вызванные дефектом прокладки головки блока цилиндров или утечки в радиаторе. Другие загрязнения, например: осадок от охлаждающей жидкости, шлам, известь, накипь растворится и также будут удалены. Благодаря высокому качеству смазочного вещества, все металлические и резиновые детали защищены во время процесса очистки. Клапаны, термостаты и водяные насосы вернуться к своей оптимальной производительности. Таким образом, оптимизировав эксплуатационные характеристики и увеличив срок службы системы охлаждения.

Почему это происходит?

Можно, сказать, из-за невнимательности, как в моем случае, при недостаточном опыте или незнании элементарных вещей. Как и любая проблема, перегрев двигателя имеет свои причины. Часто эта проблема возникает если имеется:

  • недостаточный уровень антифриза – охлаждающей жидкости, которая может незаметно вытекать через множественные трещины или мелкие отверстия в самой системе и радиаторе;
  • неисправный термостат, как в моем случае;
  • продолжительная работа двигателя в неправильно выбранном режиме. При больших нагрузках и маленькой скорости, в так называемом буксировочном режиме, происходит перегрев мотора. Также двигатель может перегреться тогда, когда горе-водитель даёт большие обороты на холостом ходу;
  • плохое и неэффективное охлаждение, в случае, когда радиатор забит грязью или накипью;
  • вышла из строя водяная помпа или порвался ремень привода;
  • неисправный вентилятор – одна из довольно частых причин перегрева двигателя автомобиля;
  • если прогорел выпускной клапан. При этом происходит перегрев из-за высокой температуры выхлопных отработанных газов.
Читать еще:  Цветмет как разобрать двигатель

Как я описал выше, эта проблема возникает в основном, из-за небрежного отношения к своему «верному коню». В моем случае, уехав в командировку ночью, я вовремя не обратил внимания на датчик. Мой совет – даже, когда вы устали, старайтесь периодически поглядывать на показания датчиков автомобиля. Не зря же их поставили прямо перед носом. Скажу честно, я был халатен и невнимателен, в результате понёс серьёзные потери, как по времени, так и по деньгам.

Как распознать перегрев?

Чтобы распознать эту проблему, не нужно быть автомехаником, достаточно просто очень внимательно относиться к автомобилю и его нуждам и, конечно же, следить за показаниями датчиков. Одним из самых основных признаков перегрева двигателя является температура, которая резко начинает повышаться, что хорошо заметно по датчику. Если вовремя не обратить внимания, как было у меня – упадёт мощность и заметно изменится звук. Я услышал посторонний металлический стук и странную «музыку» мотора.

При незначительном перегреве, который длится не больше 10 минут, последствия тоже будут достаточно минимальные, практически не заметные для мотора. Он может работать какое-то время как и раньше, правда, недолго. Иногда перегрев можно распознать по чёрному неестественному дыму из выхлопной трубы, который будет свидетельствовать о повреждении колец.


Более существенный перегрев возникает при воздействии повреждающего фактора до 20 минут. А температура при перегреве двигателя резко возрастает, более, чем на 100 градусов. Визуально будут заметны трещины на головке блока, может прогореть прокладка и разрушатся поршни и кольца, что будет видно при разборе двигателя. Я при этом услышал не характерный для моего «Опеля» звук, а звуки, похожие на удары молотка.

Сильный перегрев приводит к полному заклиниванию двигателя с характерным «кулаком дружбы», когда поршень повреждает стенку блока. Здесь ремонт бесполезен, только полная замена блока цилиндров. Можете представить в какую копеечку это влетит, независимо от того, на какой машине вы катаетесь. Знакомый недавно покупал новый движок для своей Нивы из-за подобной халатности. Обошлось ему всё в 2 тысячи долларов. Некоторым может показаться, что это довольно дёшево, но это ошибочное мнение. Такие затраты для старой Нивы – это уж слишком. Я бы сдал её на металлолом. Видимо любовь к машине существует и она взяла вверх.

Как можно этого избежать?

Для того, чтобы защитить двигатель от перегрева, нужно, прежде всего, не лениться и регулярно выполнять несколько простых правил:

  1. Часто и своевременно проверять свою систему охлаждения на предмет разных трещин, прочих повреждений и лишних отверстий.
  2. Не давать мотору несоответствующую режиму нагрузку, по-простому «не мучить» мотор.
  3. Регулярно посещать автосервис и СТО для профилактики и своевременного распознания возможных причин перегрева. Нужно регулярно проверять работу датчика температуры и термостата.
  4. Обязательно нужно содержать радиатор в чистоте и заливать только проверенную жидкость для охлаждения, ни в коем случае не стоит заливать воду.
  5. Внимательно следить за уровнем антифриза в системе, не лениться делать это каждый раз перед тем, как куда-то ехать.


При перегреве двигателя ремонт неизбежен, независимо от продолжительности действия повреждающего фактора – температуры.Если уж так случилось и вы видите по датчику, что температура зашкаливает, а самое главное быстро растёт после охлаждения, значит что-то неисправно. Самым разумным решением в такой ситуации – заглушить мотор.

Я, к примеру, когда увидел, что датчик на приборке перевалил отметку в 95 градусов — сразу же вызвал эвакуатор. Не нужно при этом открывать капот или, ещё хуже, пытаться открыть крышку бачка для залива жидкости. Во-первых, это очень вредно для мотора, если в имеющийся в системе кипяток долить холодную жидкость. При этом деформируются те части двигателя, которые сделаны из чугуна и алюминия. Во-вторых, в бачке создаётся довольно сильное давление, при отвинчивании крышки получится раскалённый фонтан из антифриза и, помимо ремонта, может понадобиться ещё и медицинская помощь. Если вы не спец, не суйтесь под капот, тем более самому сделать в таком положении вряд ли что-либо получится.
Вернуться вверх

Наверняка есть люди, которые задумываются о продаже машины после перегрева. Возможно, это лучший вариант в вашей ситуации, но рассчитывать на большую сумму в таком случае не стоит. У меня пока после капитального ремонта движка всё в норме с машинкой, поэтому мой мнение не стоит этого делать. Если уж продавать, то тогда без ремонта и на разборку. В общем опасайтесь перегревов на дороге, поскольку от этого зависит срок службы вашей машины.

Перегрев уже случился, как действовать дальше?

Если вы столкнулись с ситуацией, когда двигатель перегрелся, не спешите паниковать. Если будете действовать грамотно — сможете справиться с проблемой и продолжить поездку.

Как действовать, если появились признаки перегрева:

  • Не тормозите, просто откройте окна и включите печку. Старайтесь двигаться на низких оборотах, быстрая езда позволит воздуху оперативно охладить силовой агрегат.
  • Если уже заметен пар — тогда следует остановиться, открыть капот и дать деталям остыть. Чаще всего достаточно 10–15 минут.
  • Если нет признаков того, что охлаждающая жидкость вытекает, то попросту добавьте ее в клапан. Это позволит нормализовать температуру двигателя.
Читать еще:  Холодный ход двигателя это

Заведите силовой агрегат после того, как добавите охлаждающую жидкость. Если он не будет снова сильно нагреваться — вы можете продолжить свое путешествие.

В некоторых ситуациях достаточно почистить радиатор. Устранение загрязнений позволяет продолжить поездку. Если двигатель перегревается регулярно — следует обязательно обратиться к специалистам.

Как предупредить возникновение перегрева силового агрегата

Чтобы предотвратить перегрев двигателя, следует минимизировать вероятность появления вышеперечисленных причин.

Основные профилактические мероприятия:

  • постоянный мониторинг за состоянием ремня вентилятора, степенью его натяжения;
  • регулировка датчика включения ремня вентилятора;
  • подбор высококлассного и качественного топлива, выбор достойной АЗС;
  • слежение за работой термостата, радиатора и их составляющих;
  • контроль над уровнем расходуемого масла;
  • соблюдение чистоты и поддержка рабочего состояния всех рабочих узлов и механизмов транспортного средства;
  • правильное использование химических препаратов, направленных на снижение риска образования внутреннего перегрева.

Основные причины перегрева

К самым распространённым причинам повышенного нагрева мотора можно отнести:

  1. Недостаточный уровень антифриза. Многие автовладельцы не уделяют должного внимания обслуживанию машины, доливают антифриз только по факту поломки. Если охлаждающей жидкости критическим мало, в системе охлаждения могут появляться пробки. Из-за этого мотор охлаждается неэффективно.
  2. Низкий уровень масла или несоблюдение срока его замены. Из-за недостатка или исчерпания ресурса масла возрастает трение между деталями, что приводит к перегреванию.
  3. Низкое качество охлаждающей жидкости. Антифриз может быть просто некачественным или разбавленным. К примеру, если зимой он справлялся со своей работой нормально, а в летнюю жару начались перегревы, это говорит о плохом качестве. Также не стоит доливать в антифриз обычную воду в целях экономии.
  4. Засорение радиатора. В процессе эксплуатации на нём накапливается грязь, что приводит к ухудшению теплоотдачи и, соответственно, значительному снижению эффективности системы охлаждения. Мелкие загрязнения можно прочистить мойкой высокого давления, но в запущенных случаях потребуется демонтаж и ручная чистка детали.
  5. Выход из строя термостата. Довольно часто термостат заклинивает в положении «малый круг», вследствие чего ОЖ не поступает в главный радиатор, а двигатель перегревается.
  6. Неисправность помпы, отвечающей за циркуляцию жидкости.
  7. Течь в патрубках, проводящая к снижению уровня жидкости и её неэффективной циркуляции.
  8. Поломка датчика температуры, что особенно актуально для старых авто.
  9. Не работает вентилятор. Автомобиль будет перегреваться на небольших скоростях из-за недостаточного обдува радиатора.

Причины перегрева

Есть несколько наиболее часто встречающихся поводов для «закипания» охлаждающей жидкости.

  1. Малое количество охлаждающей жидкости. В том случае, когда в системе недостаточный уровень охладителя, то этот объем не справляется с задачей отведения тепла. Мотор продолжает греть, а тепло не успевает уходить. Происходит перегрев. Необходимо регулярно проверять уровень ОЖ и при необходимости доливать ее.
  2. Состояние радиаторной решетки. Она должна быть незасоренной и обеспечивать отвод тепла.
  3. Неотрегулированный угол зажигания также может вызывать повышение температуры. При падении мощности, водитель сильнее утапливает педаль акселератора, но больше тратится бензина. Следствием является увеличение температуры горения, а, значит, и повышение температурного режима мотора.
  4. Несоответствие топлива также может влиять на этот фактор. Бензин с большим, не предназначенным для мотора, октановым числом сжигается при повышенной температуре, поэтому возникает закипание.
  5. При использовании воды вместо специальных спиртосодержащих жидкостей водитель рискует через непродолжительное время забить солями из нее все каналы рубашки блока цилиндров и радиатора. Образуемая накипь снижает теплопроводность, а также ухудшает циркуляцию.
  6. Выработка поршневой группы. Снижение компрессии так же, как и неотрегулированный угол зажигания оставляет после себя те же последствия перегрева.
  7. Датчик на радиаторном вентиляторе не всегда справляется со своими обязанностями. Он должен при начале перегрева запускать вентилятор, но иногда окислившиеся контакты могут помешать выполнять такую процедуру.
  8. Мешать качественному охлаждению могут воздушные пробки. Они часто образуются при доливе жидкости в систему. Чтобы избежать этого, желательно устанавливать до заливки автомобиль максимально горизонтально.
  9. Сломанный термостат не обеспечивает запуск жидкости по большому кругу, чтобы включить в охлаждение радиатор. Признаки такой поломки обнаружить можно по холодным патрубкам входа в радиатор, но при этом температура мотора будет запредельно высокой. «Лечится» это заменой нерабочей детали.
  10. Центробежный насос (помпа), обеспечивающий принудительную подачу жидкости по системе, также доставляет хлопоты водителям. Его лопасти изнашиваются, медленно перекачивают жидкость. Диагностируется неполадка также разностью температур между блоком цилиндров и радиатором. Но в этом случае небольшая циркуляция будет заметна. Вот почему перегревается двигатель.
голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector