Чем опасен метан для двигателя - Авто Журнал
Aklaypart.ru

Авто Журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Чем опасен метан для двигателя

Газ на авто плюсы и минусы. Разберем пропан и метан

Эта статья назревала сама собой, особенно после таких популярных материалов как – пропан или метан, ипоколения ГБО. В общем, многие сейчас думают, а стоит ли ставить вообще газ на автомобиль? Какие есть плюсы и минусы такой установки, а также – ЕСТЬ ЛИ РЕАЛЬНО ВЫГОДА! Или это все пустые обещания маркетологов. Лично для меня не все так однозначно, одно дело — если вы обычный обыватель автомобилист, другое дело — если вы обладаете коммерческим транспортом …

Бензин дорожает, не смотря на то, что нефть реально упала, почти в 2 – 2,5 раза, по сравнению с 2014 годом. Поэтому многие автомобилисты реально начинают думать, а может перейти на газомоторное топливо для своего железного коня? Ведь ГАЗ сейчас также реально широко применяется в автомобилях, на нем ездят достаточно большое количество коммерческого транспорта, да и частники не отстают. На данный момент существует два основных вида газа – это пропан и метан. Про них я уже рассказывал, можете перейти по ссылке сверху, но в этой статье я немного затрону плюсы и минусы того и иного вида.

Плюсы метана

К плюсам этого топлива относят:

  1. Высокое октановое число, по разным оценкам от 108 до 120. Это положительно влияет на динамику автомобиля и увеличивает срок эксплуаации двигателя.
  2. Метан легче воздуха, это значит, что при утечке газ будет испарятся в атмосферу, а не собираться под автомобилем, как пропанобутановая смесь.
  3. Газ имеет постоянный и качественный состав, в отличие от пропанобутановой смеси, которая может быть летняя или зимняя, с большим либо меньшим преобладанием компонентов смеси.
  4. Метан не подвержен влиянию температуры окружающей среды, автомобиль работает стабильно и при температуре -30 и при температуре + 40 градусов.
  5. Считается, что взрывоопасная концентрация этого газа в воздухе достигается при величине более 5%, что вдвое больше, нежели у пропана. Поэтому принято говорить о том, что метан более безопасное топливо нежели пропан.

Преимущества метана

Используя метан в качестве топлива на автомобиле, можно добиться следующих положительных моментов:

  • Октановое число метана — 130, это выше, чем у самого чистого бензина;
  • Финансовая экономия — природный газ дешевле продуктов переработки нефти;
  • Метан чище. Это означает увеличение срока эксплуатации транспортного средства и долговечность использования двигателя.
  • Транспорт, который работает на газе, выбрасывает в окружающую атмосферу меньше всего отработанных газов.
  • Снижение выбросов, возникающих в момент заправки топливного бака, а также общее снижение количества выбросов углекислого газа.

Пропан или метан. Что лучше для авто? Основная разница. Просто о сложном

Повсеместная экономия

Сам по себе метан представляет собой сжатый под давлением природный газ.

Заправлять метан в автомобиль так дешево и просто — его нет нужды специально обрабатывать, превращая в горючее (чего не скажешь про тот же бензин). Достаточно газовое сырье, добытое из шельфа, ужать компрессионной установкой до уровня разреженности в 210 Па, затем с газом проводят минимальные необходимые процедуры подготовки: высушивание, тонкую очистку от загрязнений и смешивание с одорантом. Сам по себе метан запаха лишен полностью, поэтому, чтобы возможные утечки были легко обнаружены, в него добавляют маркер — этилмеркаптан, который и создает пресловутый «запах газа».

Закончив технические процедуры, сжатый метан охлаждают и наполняют им транспортировочные баллоны, которые и доставят уже полностью готовый топливный продукт к месту заправки в автомобиль. Впечатляющее октановое число горючего превышает пропан и колеблется в диапазоне 108-120. Метан значительно легче воздуха, и при нарушенной герметичности резервуара или магистрали испарения метана зависают облаком в воздухе.

Взрывоопасной считается концентрация метана в воздухе свыше 5 %, что вдвое превышает аналогичный показатель пропана.

Поэтому можно говорить о том, что метан чуть более опасный, чем пропан, хотя даже слабое содержание любого природного газа в салоне машины ничего хорошего здоровью находящихся в нем людей не принесет.

Расход смеси пропан-бутан выше в 1,15-1,20 раза потребления двигателем бензина, эквивалентный объем метана (метановые баллоны считается кубометрами) равен примерно 1, т. е. расход получается таким же. Цена же этого количества метана в 2,5 раза ниже стоимости аналогичного бензина марки А-95.

Кроме самого уменьшения расходов на плату за топливо, не меньшую пользу бюджету автовладельца установка метана приносит на расходных материалах, и не так часто приходится ремонтировать на автомобиле комплектующие. Рассматривая основные виды углеводородного топлива (пропан-бутан, бензин, дизельное топливо) видно, что метан работает мягко и бережно с мотором и ходовой. Октановое число метана достигает 120, оно даже не сравнимо с бензином, вследствие чего газовое горючее лучше и плавнее сгорает, не детонируя. Причем, нагар образуется в минимальных количествах — газ не содержит лишних и вредных химических и механических примесей. Наглядно достоинства метана видны, когда автомобиль используется в городе (регулярные и резкие перепады нагрузок на двигатель ускоряют износ ходовой).

Установка метана позволяет в такой ситуации эффективно увеличить до 4 раз ресурс работы каталитического нейтрализатора и лямбда-зондов уровня кислорода, форсунок и редукторов и в 2-3 раза оттянуть момент необходимой замены расходников, например, свечей зажигания.

Сравнение двух видов топлива

Между газами существуют солидные различия. Это касается хранения и эксплуатации (пользования). Применимо к автотранспорту:

  • Метан – экологически чистый природный газ, добывается в месторождениях из недр земли. Автомобили с метановым ГБО маркируются — CNG (Compressed Natural Gas) сжатый природный газ или КПГ (компримированный);
  • Пропан-бутан – смесь двух газов, получаемая при деятельности нефтяной промышленности. Маркировка LPG (Liquified Petroleum Gas) или СНГ (сжиженный нефтяной газ).

Хранение и перевозка метана как автомобильного топлива осуществляется под давлением 200-250 атмосфер (измеряется кубическими метрами), пропан-бутана 14-18 атм. (в литрах). Оба вида горючего широко применяются на легковых авто, грузовых, пассажирских и сельхозтехнике. В двигателях внутреннего сгорания бензиновых, дизельных (газодизель), газовых.

Рассмотрим основные плюсы и минусы авто на метане и пропане, в таких показателях как:

  1. Цена и конструктивная разница между газовым оборудованием.
  2. Финансово экономические выгоды.
  3. Характеристики мотора.
  4. Безопасность.
  5. Наличие заправочных станций.
  6. Вопросы, касающиеся экологии.

Отличия ГБО метан от пропанового

Стоимость и установка газобаллонного оборудования работающего на пропане обойдётся дешевле, нежели монтаж ГБО на метане. Цифры впечатляющие, разница в цене может составить колоссальный разрыв. Например пропановая газовая установка 4 поколения на легковое авто в среднем может стоить от 25-35 тыс. рублей. Аналогичное метановое оборудование на тот же автомобиль обойдётся в самом дешёвом варианте от 60 тысяч рублей. С коммерческим транспортом всё ещё сложнее.

Основной вклад в отличие вносит цена на газовые баллоны и их установку. А если этот факт применить к мощным машинам или грузовым, где ставят не один и не два баллона, то переоборудование обойдётся в круглую сумму.

Так как газ метан сжимается под большим давлением, для его транспортировки требуются толстостенные, тяжёлые ёмкости. К тому же метановые сосуды имеют только цилиндрическую форму, что может затруднить выбор места под установку и занять полезный объём багажного отделения. В отношении массы есть альтернативное решение – композитные баллоны разных размеров, но цена их слишком велика (к примеру, сосуд на 80 литров будет стоить от 35 000 рублей в комплекте с запорной арматурой и крепежом).

Пропан в этом плане выгоднее – существует огромный выбор относительно лёгких, дешёвых тороидальных (в нишу запасного колеса) или цилиндрических баллонов.

Также отличаются газовый редуктор, топливные магистрали (для метана ставят металлические с защитным покрытием, опять же из-за давления). В пропановом ГБО применяется медь или пластик. С КПГ редуктором ставится манометр для контроля давления и как опция, электронный датчик с выводом индикации в салон — топливомер газа.

Своё заправочное устройство у метанового оборудования. В остальном газовые системы схожи.

Расход газа и окупаемость

Сравнивая и выбирая, какое ГБО поставить на автомобиль, метан или пропан, в первую очередь считают срок окупаемости оборудования.

По понятным причинам просчёт точной экономики, в рамках данной статьи, сделать сложно (скачки цен на топливо и оборудование, особенности ТС, амортизация). Поэтому произведём усреднённый расчёт, где каждый, зная параметры своей машины, может подставить их, получив более конкретные цифры.

  • цена бензина 43 руб., пропана 20 руб., метана 17 руб.;
  • пробег за месяц 3000 км.;
  • автомобиль (ДВС 4 цилиндра, бензин, расход бензина на 100 км пробега 10 л. – 12900 рублей за месяц);
  • стоимость ГБО: пропан 30 000 руб., метан 60 000 руб.
Читать еще:  Газель двигатель 405 евро 2 тюнинг

Считается, что расход пропан-бутана по отношению к бензину выше на 10-35%. Возьмём максимальное значение – 35%, таким образом, коэффициент потребления относительно бензина составит 1,35. Получается, что на пропане расход на сотню составит 13,5 литров. В месяц 405 л. газа – 8100 руб. Выгода 37% или 4800 рублей.

Метан измеряется в кубометрах, его потребление к бензину в среднем на 10% меньше (выведено опытным путём) — коэф. 0,9. В нашем случае – 9 м3. По итогам месяца 270 метров кубических – 4590 руб. Выгоднее почти на 65% или 8310 рублей.

1. СНГ (стоимость ГБО/выгоду): 30000/4800=6,25 месяцев или (окуп.*пробег): 6,25*3000=18750 км. пробега;

2. КПГ – 60000/8310=7,22 мес. или – 7,22*3000=21661 км.

Влияние газомоторного топлива на двигатель

Газ в двигателе сгорает медленнее бензина, так как октановое число метана 120, а пропан-бутановой смеси около 105. По этой причине появляются температурные нагрузки на выпускной тракт, потеря мощности и завышенный расход горючего.

Решаются эти проблемы с установкой вариатора опережения угла зажигания (на некоторых марках делается прошивка контроллера ГБО). Рекомендуется установка на метан и на пропан.

По многочисленным отзывам водителей, как не настраивай авто на метане, всё равно динамические характеристики мотора снижаются примерно на 10%.

Преимуществом метана, также является тот факт, что сам по себе газ на много чище СНГ. Соответственно газовое оборудование проще и дешевле в обслуживании. К тому же при зимней эксплуатации нет проблем с замерзающим конденсатом. Недостатком будет меньшее количество СТО занимающихся КПГ. С пропаном ситуация обратная.

Безопасность

При утечке пропана газ концентрируется по низу, с этой точки он более пожароопасен. Метан же напротив очень быстро растворяется в воздухе. Но если утечка происходит на открытом пространстве можно не переживать. В закрытом помещении – жди беды.

Многочисленные рассказы о взрыве метановых баллонов, имеют место быть, но эти случаи во многом происходят из-за не своевременного контроля установленного оборудования и игнорирование требований по переосвидетельствованию емкостей.

Заправка и запас хода

На метане дальние загородные поездки противопоказаны – это правда. Заправочные комплексы АГНКС – скорее экзотика, нежели реальность. Их катастрофически не хватает и расположение неудобное. А в сосуд на 80 литров — один из распространённых вариантов для легковой машины, входит 19м3 метана (примерно 200 км хода).

При определённых обстоятельствах, имеется решение данного вопроса. Заправлять личный автомобиль можно с помощью индивидуального домашнего компрессора (мини АГНКС, АГНКУ). Но цена на него в районе 350-500 тысяч рублей, хоть и газ обойдётся более чем вполовину дешевле.

Пропановая сеть АГЗС весьма разветвлённая, заправиться можно практически в любом месте. Вот только качество СНГ часто оставляет желать лучшего.

Ещё один несущественный, но минус – процесс закачки CNG длится немногим дольше.

Экология

Этот показатель интересует автолюбителей в последнюю очередь, но в экологическом плане к метану претензий практически нет. Он гораздо чище конкурента, у которого содержится достаточно большое количество вредных примесей. При сгорании метана почти полностью отсутствуют загрязняющие окружающую среду вещества. В современных мегаполисах этот вопрос очень актуален.

Выгодно и чисто

Забота об экологии часто ассоциируется с расходами – более «чистые» технологии обычно обходятся дороже традиционных. Однако двигатели внутреннего сгорания на метане практически не выбрасывают отравляющих веществ, и это топливо обходится заметно дешевле, чем дизельное или бензин.

Забота об экологии стала одним из главных трендов нашего времени. Многие критикуют экологических активистов за непонимание того, каких затрат требует реализация инициатив и какой ущерб экономике может принести резкое внедрение ограничений. Перевод транспорта на газомоторное топливо может стать точкой компромисса: и ущерб окружающей среде уменьшается, и стоимость эксплуатации в итоге ниже.

Можно сказать, что если для легковых самым популярным альтернативным типом привода сейчас считается электрический, то для коммерческих автомобилей наиболее перспективен перевод на новые типы топлива двигателей внутреннего сгорания. Аккумуляторы для тяжелой техники пока еще великоваты, и для их зарядки требуется много времени. Переход на метан не требует принципиальных изменений ни в производстве, ни в эксплуатации автомобилей.

Спрос на газ растет

По оценке министерства транспорта РФ, газомоторное топливо позволяет снизить выбросы оксидов серы и низкодисперсных частиц на 100 процентов, а ставших сейчас принципиально важными оксидов азота — на 76 процентов и углекислого газа — на 27. За счет меньшей стоимости метана себестоимость перевозок уменьшается на 15-25 процентов. Специалисты Минтранса также считают, что переход на метан увеличит ресурс двигателей в 1,2-1,3 раза.

Это можно оценить по активному использованию природного газа для автотранспорта в различных странах. На конец 2019 года в мире эксплуатировали 28,5 миллионов автомобилей, работающих на природном газе. Доля их в общем парке невелика: общее количество дорожных транспортных средств оценивается примерно в 1,4 миллиарда. Но в некоторых странах автомобили на метане уже давно не экзотика: в Иране, например, на КПГ (компримированном природном газе) ездят почти четыре миллиона всех автомобилей, или около 25 процентов парка. Это самая большая доля среди всех стран мира. Следующие места по доле «газифицированных» автомобилей занимают Аргентина и Пакистан. В США на газ переводят не только автобусы и фургоны, но и часть транспорта, предназначенного для использования государственными органами. В Европе лидером является Италия, в которой зарегистрировано более миллиона автомобилей на газе, и они составляют примерно три процента парка. В России автомобилей на газомоторном топливе примерно 155 тысяч – меньше, чем в Армении. При этом Россия – один из ведущих поставщиков газа на рынок. Некоторое время назад на высшем уровне были приняты несколько решений по расширению использования газа в качестве топлива для автомобилей. И они уже дают свои плоды.

Потребление природного газа как топлива для автомобилей в России стабильно растет: если в 2015 году был приобретено для заправки автомобилей 490 млн куб. м, то к концу 2019 года почти вдвое больше — до 972 млн куб. м, а по итогам 2020 года, скорее всего, перевалит за миллиард. Планируется, что в 2024 году потребление метана автотранспортом должно достичь 2,7 млрд кубометров, а через 10 лет – 10 миллиардов.

Государство стимулирует перевод автомобилей на газомоторное топливо и оплачивает до 60% расходов на установку газового оборудования. На это регионам выделяется до 75 миллионов рублей в рамках программы «Развитие энергетики». Однако на российском рынке уже немало различных моделей и легковых, и коммерческих автомобилей предлагаются с газовым оборудованием, установленным уже на заводе-производителе. Это важное преимущество: двигатель, который изначально спроектирован для работы на метане, позволяет максимально реализовать все преимущества газомоторного топлива.

Давайте рассмотрим особенности автомобилей на метане на примере IVECO. Эта компания выпускает машины для работы на газомоторном топливе уже более 20 лет и предлагает в России два типа автомобилей, работающих на метане – семейство легких коммерческих автомобилей IVECO Daily и магистральные тягачи IVECO Stralis. И все они соответствуют самым современным и жестким экологическим требованиям Euro 6c.

IVECO Daily представлен в обширной гамме с разными длиной базы, высотой кузова. Можно выбрать модели полной массой от 2,79 до 7 тонн. В семейство входят различные типы двигателей. Именно серия Daily Blue Power получила титул International Van of the Year 2018 за высокие экологические показатели. В эту серию входит две версии: с дизелем на обычном топливе и Natural Power c двигателем, который рассчитан на метан. При рабочем объеме 3,0 л он развивает 136 л. с.

Особенность Daily – возможность заказа автоматической трансмиссии. Восьмиступенчатый агрегат производства ZF не только облегчает труд водителя в условиях городских пробок, но и снижает расход топлива благодаря оптимальному выбору передаточного числа.

Кроме того, что Daily NP выбрасывает меньше отравляющих веществ и углекислого газа, он отличается от дизельных версий еще и сниженным уровнем шума – на 4 дБ(А).

Для дальних перевозок

IVECO Stralis – флагман линейки Natural Power. Это магистральный тягач, он оснащен двигателем объемом 12,9 л, который развивает 460 л. с. при 1900 об/мин и крутящий момент 2000 Нм в диапазоне от 1100 до 1600 об/мин – то есть по отдаче он не уступает дизелю. Для повышения экономичности Stralis NP 460 оснащается 12-ступенчатой автоматизированной трансмиссией.

Читать еще:  Чем так плох двигатель d4

Именно на дальних маршрутах преимущества метана особенно заметны. Запас хода Stralis NP 460 при использовании сжиженного газа – около 1600 километров, что позволяет меньше зависеть от расположения автомобильной газонаполнительной станции (АГНКС). В России плотность их сети пока ниже, чем в Европе, но она постепенно растет. За несколько лет число АГНКС с метаном в Москве и окрестностях более чем удвоилось. В России количество АГНКС выросло с 280 в 2015 году до 487 в 2020-м. Предполагается, что за пять лет построят еще 1300.

Большинство из них предназначены для заправки автомобилей компримированным (сжатым) природным газом (КПГ), некоторые заправляют и сжиженным (СПГ). Например, у компании «Газпром газомоторное топливо» из 276 АГНКС только на трех работает крио-АЗС – станция для заправки автомобилей сжиженным метаном. «Газпром» начал их строить лишь в 2018 году. У «Новатэка» в четырех областях России 74 заправочных комплекса с различными видами топлива, но если КПГ доступен на всех, то СПГ встречается значительно реже.

Фото: Архив пресс-службы

В ближайшие годы количество крио-АЗС должно вырасти: в августе этого года председатель правительства Михаил Мишустин подписал постановление №1308 о выделении субсидий на строительство 79 станций для заправки СПГ вдоль основных федеральных магистралей до 1 октября 2023 года.

После расширения сети крио-АЗС станет еще более важной возможность выбрать, какими баллонами оснастить Stralis NP: для сжатого метана, для сжиженного или их комбинацией. СПГ обеспечивает больший запас хода за счет более высокой плотности газа в баллонах. Пока количество заправок для него невелико, оптимальный вариант использования автомобиля на СПГ – крупный автопарк с собственной станцией.

IVECO

Компания была создана 45 лет назад, в ноябре 1975 года, как объединение итальянских и немецких производителей коммерческого транспорта. Сейчас это многонациональная компания, у которой есть предприятия в разных странах Европы и Австралии. Она входит в первую пятерку производителей коммерческих автомобилей в мире. В России представлена со времен СССР.

Работает по всем перспективным направлениям: уже ведутся разработки двигателя, работающего на водороде, недавно компания стала собственником американского бренда Nikola, занимающегося разработкой грузовых электроавтомобилей

IVECO сделала ставку не на доработанные двигатели, а специально рассчитанные на работу на метане. Это позволило сделать их более эффективными. Правда, топливная аппаратура у них сложнее, зато топливо не смывает масляную пленку в цилиндре, так что двигатель служит дольше. Еще одно достоинство газовых двигателей – сниженный уровень шума.

Спрос на газовые IVECO в России постоянно растет. Роберто Каматта, бизнес-директора компании «Ивеко Руссия»: «Раньше продажи нашей газомоторной техники в России составляли 1-2% от всего объема, а в прошлом году — уже 6%… Мы видим неподдельный интерес клиентов к газомоторной технике и считаем, что она будет очень востребованной. Да, менталитет людей сложно изменить. Везде, не только в России. Переход с дизельного топлива на природный газ — это новое мышление. На самом деле, газ — это зрелое и экономически эффективное решение, которое подходит для всех сегментов коммерческого транспорта, от внутригородских до дальнемагистральных перевозок».

На магистральных тягачах и коммерческих автомобилях есть достаточно места для баллонов – на легковых это обычно проблема. Автомобиль на метане обычно стоит больше за счет более сложной конструкции. Однако сам метан обходится значительно дешевле. Межсервисный интервал у IVECO Stralis NP 460 – 90 тысяч километров, что сопоставимо с дизельными версиями.

Интенсивная эксплуатация коммерческого транспорта позволяет быстро получить выгоду от более низкой цены на метан по сравнению с обычным топливом. Так, при среднемесячном пробеге 12 500 километров IVECO Stralis NP 460 израсходует метана примерно на 74 562 рубля, а дизельная версия потребует 155 тысяч рублей на топливо и 9 607 рублей на мочевину. Разница более чем в два раза! С учетом всех расходов на приобретение автомобиля, страхование и ТО за пять лет и пробеге 750 000 км повышенная стоимость тягача Natural Power за это время полностью окупается. И в итоге с учётом всех расходов средняя стоимость километра пробега газовой версии составляет 26,97 рубля, что ниже, чем 27,58 рубля у дизельной версии. Есть еще пусть и не прибыль, но чистая выгода для всех нас – снижение загрязнения окружающей среды.

Метан для автомобиля

Мифы и их разоблачение

Как и любую новую технологию, газомоторное топливо сопровождает не всегда однозначная информация. Хотя первые автомобили на метане появились более ста лет назад и различные виды газа, в том числе метан, использовались для заправки автомобилей в СССР, и сейчас еще распространены некоторые не совсем верные представления об особенностях эксплуатации автомобиле на метане. Разбираемся, в чем ошибка.

Метан легче воздуха и быстро улетучивается. Для человека он может представлять опасность при длительном постоянном воздействии в закрытых помещениях или в очень больших дозах. Заправка КПГ не требует от водителя и заправщика каких-то специальных знаний, достаточно соблюдать правила техники безопасности, как и в случае с любым другим топливом.

Баллоны могут взорваться при ДТП

Баллоны проходят испытания в жестких условиях и размещаются в наиболее защищенных местах автомобилей. Как показывает статистика в США, баллоны повреждаются крайне редко, и даже при этом пожаров не происходит.

По классификации горючих веществ МЧС РФ, метан входит в самый безопасный четвертый класс, в то время как бензин – в третий, а пропан и бутан – во второй. А ведь очень многие частные владельцы устанавливают на свои автомобили газобаллонное оборудование для работы на смеси пропана и бутана.

Фото: Архив пресс-службы

Автомобиль на газе стоит много

Да, автомобиль на газомоторном топливе стоит больше, чем дизельный или бензиновый. Однако сейчас IVECO предлагает специальные условия на приобретение Stralis NP в лизинг – три бесплатных месяца владения, или специальная субсидированная лизинговая ставка и бесплатное техобслуживание в первые два года, или до 250 тысяч километров пробега.

В любом случае эксплуатация автомобиля на газе за счет снижения расходов на топливо обходится дешевле, и со временем это окупает более высокую цену автомобиля с ГБО. Быстрее всего окупаются автомобили при интенсивной эксплуатации – то есть коммерческий транспорт.

Газ не решает экологических проблем

Газ сгорает эффективнее, чем бензин или дизельное топливо. Содержание вредных веществ в отработавших газах двигателя на метане ниже, чем у традиционных топлив. Особенно существенно снижение выбросов сажи (твердых частиц), ее почти не образуется. В отработавших газах автомобиля на метане более чем в два раза снижено содержание оксидов азота, которые сейчас считаются главным недостатком дизеля.

Мало где можно заправиться газом

Этот вопрос активно решается – за десять лет количество АГНКС для КПГ в России удвоилось и достигло почти 500. Это не так много, как заправок для сжиженного углеводородного газа (СУГ; обычно это смесь пропана и бутана), которых у нас около 4000, и, конечно, значительно меньше, чем обычных АЗС – их количество исчисляется десятками тысяч.

Однако у многих коммерческих перевозчиков автомобили двигаются по постоянным маршрутам, поэтому важно, чтобы АГНКС были на этом маршруте. В следующие пять лет количество АГНКС должно увеличиться в три с половиной раза, до примерно 1800.

Обратно на бензин: почему перевод машины на газ превращается из выгоды в абсурд

Опасения перерастают в реальность: уже весной этого года цены на пропан-бутан достигли точки невозврата, когда ездить на газе стало примерно так же дорого, как на бензине. Но лето продолжает подкидывать события, а что будет в конце года – и вовсе вопрос открытый. Давайте посмотрим, почему переводить машину на газ прямо сейчас – абсурдная затея и почему до этого дошло.

Что происходит с ценами на пропан-бутан?

Чтобы не ударяться в панику с самого начала, обозначим объективный факт: цены на пропан-бутан, или СУГ (сжиженные углеводородные газы) имеют высокую волатильность – то есть, значительно колеблются в течение года. Например, если взглянуть на весь 2020 год, то в январе средневзвешенная цена СУГ на Санкт-Петербургской Международной Товарно-сырьевой Бирже составляла 18,7 тысяч рублей за тонну, к апрелю упала ниже 9 тысяч рублей за тонну, а уже в июне подскочила почти до 32 тысяч. На фоне цен на бензин динамика невероятная: для сравнения, АИ-92 в 2020 году прошел путь от 46 до 36 тысяч рублей за тонну и обратно к 48 тысячам. То есть, «ковидная весна» смогла пошатнуть цену бензина на 20%, после чего она вновь отыграла позиции. Газ же тем временем сначала подешевел вдвое, а затем подорожал чуть ли не вчетверо. Нынешний год обновил рекорды: весной тонна сжиженного газа стоила более 36 тысяч рублей, а в начале августа достигла исторического максимума в 53,3 тысячи рублей.

Читать еще:  Что такое гбц в двигателе ваз

Для розничных покупателей это означает рост цены литра топлива почти на треть с начала этого года и вдвое по сравнению с 2020. Год назад пропан-бутан стоил около 16 рублей за литр, но в начале этого года перевалил за 20 рублей. Сейчас же цены на СУГ сильно разнятся в зависимости от торговой сети: где-то можно встретить цены в 31-34 рубля за литр, а где-то они уже пробили новый потолок, достигнув отметки в 42 (!) рубля за литр. Ценники на газовых заправках порой переписываются по нескольку раз в неделю, прибавляя сразу по 3-5 рублей. Бензин на этом фоне – просто образец стабильности, ведь АИ-92 с начала года подорожал «всего» на 3,5 рубля, с 42 до 45,5 рублей.

Почему так вышло?

На самом деле цены на СУГ планомерно росли с начала лета. Причины были вполне обычными: сезонное повышение спроса и экспортные запросы. Но август смог побить рекорды не без посторонней помощи. Ключевую роль в нынешнем скачке сыграл пожар на заводе «Газпром добыча Уренгой», случившийся в ночь с 4 на 5 августа. В результате поставка газоконденсата с завода почти полностью остановилась, и до выхода на штатные объемы пока далеко. Правительство отреагировало на проблему распоряжением Минэнерго, которое постановило перенаправить на внутренний рынок около 40 тысяч тонн СУГ, которые были предназначены для экспорта. Но это, разумеется, не компенсирует те объемы, которые выдавал завод в Уренгое – более 200 тысяч тонн в месяц. В последнюю неделю принятые меры вкупе с постепенным увеличением поставок газа позволили переломить график, снизив цену тонны СУГ до 47 тысяч рублей. Однако гарантий того, что тренд на снижение будет стабильным, никто дать не может.

При этом динамика цены на пропан-бутан может быть абсолютно любой, оставаясь лишь в рамках рыночных условий. Государство по закону не участвует в регулировании цен и не ограничивает, например, предельную отпускную стоимость литра на заправке. Более того, в отличие от бензина, цена которого более чем на 70% состоит из акцизов и пошлин и за счет этого более стабильна, газ сильнее подвержен влиянию рынка, поскольку именно корреляция спроса и предложения формирует конечную розничную стоимость. Этим же объясняется и большой разброс розничных цен: если крупные игроки вроде Газпрома могут позволить себе продавать газ по 32 рубля за литр, то мелкие сети, изначально закупающие СУГ с наценкой, вынуждены устанавливать более высокие цены, вплоть до упомянутых 40-42 рублей за литр.

Что это означает для автомобилистов?

Потребительская математика довольно проста: пропан-бутан остается выгодным топливом до тех пор, пока стоит примерно вдвое дешевле бензина. Ведь более низкая стоимость топлива отчасти нивелируется более высоким расходом: в зависимости от современности газового оборудования, режимов эксплуатации, конкретной машины и других факторов потребление газа может быть на 15-30% выше, чем бензина. Исходя из этого, минимальный порог выгоды – около 70% от стоимости бензина, и сейчас он фактически пройден. Ведь даже если отбросить экстремумы в виде 40-42 рублей за литр газа и взять средний показатель в 32 рубля за литр, то при стоимости 92-го бензина в 45,5 рублей за литр цена газа составляет от него 71%.

Еще нагляднее картина становится, если посчитать стоимость километра пробега на разных типах топлива. Например, для автомобиля со средним расходом бензина в 10 литров на сто километров эти самые сто километров будут стоить 450 рублей, а цена одного километра пробега – 4,5 рубля. Если принять расход пропан-бутана в 13 литров, то при цене в 32 рубля за литр это дает 4,2 рубля за километр пробега. Если же расход составит 14 литров на сотню, то экономия исчезает полностью: стоимость километра пробега становится равна 4,5 рублям и на бензине, и на газе. Ну а повышение стоимости газа хотя бы на рубль приводит и вовсе к абсурдной ситуации, когда ездить на газе становится дороже, чем на бензине.

Если же принять во внимание не только затраты на топливо, но и прочие накладные расходы, то выгодность газа становится сомнительной уже сейчас. Например, баллоны имеют срок службы и со временем требуют замены, система нуждается в обслуживании редуктора, форсунок и других элементов, а также регулярной замене газового фильтра. Само собой, в перспективе заплатить пару тысяч за ремонт форсунок и пару сотен за фильтр – не проблема, но если добавить все эти затраты, включая очень редкие, но дорогие, в стоимость пробега за год или несколько лет, то результаты могут быть неожиданными.

Но сильнее всего подорожание СУГ сказалось на тех, кто установил ГБО совсем недавно или только планирует его установить. Стоимость комплекта газобаллонного оборудования с установкой колеблется около 50 тысяч рублей для обычного четырехцилиндрового мотора, а кроме того, еще несколько тысяч рублей нужно отдать за его регистрацию в ГИБДД с внесением пометок в документы. Таким образом, при прошлогодней цене газа в 18 рублей за литр против 45 у бензина и расходе в 14 литров на сотню можно было бы окупить установку ГБО за 30 тысяч километров, или за 2-3 года обычной эксплуатации. Повышение цены газа до 23 рублей в начале этого года растянуло окупаемость до 47 тысяч километров, или 3-5 лет. Ну а при розничной стоимости в 32 рубля за литр вложение 60 тысяч рублей в установку ГБО и вовсе превращается в бессмысленную затею, ведь экономя 300 рублей с тысячи километров пробега, окупить его попросту невозможно.

А что с метаном?

На фоне кратных повышений стоимости сжиженного газа компримированный метан пока тоже кажется гораздо более стабильным. Правда, стоит помнить, что эта стабильность тоже обусловлена рыночными рамками. Кто-то может помнить, что в 1993 году в рамках программы по замещению моторных топлив природным газом было решено ограничить предельную отпускную цену на сжатый природный газ на отметке в половину цены реализуемого в данном регионе бензина А-76, но в 2015 году это постановление было отменено. Так что если цена природного газа для бытовых нужд населения контролируется ФАС, то к работе АГНКС (автомобильных газонаполнительных компрессорных станций) это не относится.

Однако пока цены на метан более стабильны, чем на пропан-бутан. Если в 2018 году кубометр стоил около 14 рублей, то в 2020 – 17 рублей, а сейчас достиг отметки в 20 рублей. На фоне СУГ, которые подорожали в рознице более чем на 30% с начала года, подорожание на четверть за три года – очень неплохой результат.

Вдобавок перевод автомобилей на метан дополнительно стимулируют государство и Газпром. В 2020 году предлагались программы по субсидированию установки метанового ГБО: 60% должно было субсидировать государство, а еще 30% брал на себя Газпром. По той же схеме несколько лет назад продавались заводские битопливные модификации Lada Vesta и Largus, которые с учетом субсидий были всего на 30-50 тысяч рублей дороже обычных бензиновых. Впрочем, программы субсидирования переоборудования автомобилей во многих регионах работают и сейчас, а с их условиями можно ознакомиться на сайте Минэнерго.

Математика затрат для автомобиля на метане чуть проще, чем для пропан-бутана. Расход топлива здесь практически один к одному, то есть, один литр бензина равен одному кубическому метру газа. Правда, расчет заправки для компримированного газа отличается от сжиженного: в стандартный баллон объемом 90 литров входит около 22 кубометров метана – то есть, на одной заправке автомобиль с расходом в 10 литров на сотню проедет всего 220 километров. К тому же в последнее время динамика прироста машин с метановым ГБО превышает скорость появления новых заправок, что вкупе с более долгой, чем для бензина, процедурой заправки провоцирует очереди на АГНКС. Однако пока все это с лихвой компенсируется выгодой: даже после подорожания до 20 рублей за кубометр метан остается в 2,5 раза дешевле бензина.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector