Aklaypart.ru

Авто Журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Америка создаст свой ракетный двигатель

Головная боль SpaceX: российский двигатель РД-180 даст шанс покупателям из США потягаться с Маском

В НПО «Энергомаш» подтвердили информацию о том, что между российским космическим концерном и американской корпорацией United Launch Alliance (ULA) заключено новое соглашение о поставках ракетных двигателей.

Согласно договору, «Энергомаш» продаст в США еще шесть двигателей РД-180, которые используются на первой ступени ракет Atlas V. Такая ракета будет задействована для запуска американской альтернативы российскому кораблю «Союз». Пуск космического корабля Starliner с экипажем на борту должен состояться в феврале 2019 года, а в этом ноябре запланирован первый тестовый беспилотный старт.

Таким образом, пока что избавиться от российских движков американской космической программе не под силам.

Ядерный ракетный двигатель NERVA: забытая миссия на Марс

Сама идея ядерного ракетного двигателя (NTP), использующего энергию деления или синтеза ядер для создания реактивной тяги, далеко не нова. В 1961 году NASA и Комиссия по атомной энергии США приступили к совместному проекту NERVA для создания ядерного ракетного двигателя. В рамках программы были спроектированы и испытаны некоторые прототипы передовых двигателей.

Успехи программы побудили тогдашнего директора Центра космических полетов им. Джорджа Маршалла и пионера ракетостроения Вернера фон Брауна поддержать амбициозную миссию. Ее целью был полет на Марс дюжины астронавтов на борту космического корабля с двумя ракетами-носителями.

Каждая ракета должна была приводиться в движение тремя двигателями NERVA. Фон Браун полагал, что экипаж может отправиться на Красную планету в ноябре 1981-го и приземлиться на Марсе в августе 1982 года.

Представляя свой план в августе 1969 года, фон Браун заявил, что миссия станет большим вызовом для нации, но представляет собой задачу не сложнее, чем высадка человека на Луну.

Увы, смена приоритетов, изменение мировой политики и урезание бюджета агентства привели к свертыванию программы NASA по созданию ядерного ракетного двигателя в конце 1972 года.

В ноябре 1996 года в производственном объединении «Энергомаш» провели первое испытание РД-180. Двигатель был признан победителем в тендерах для установки его в РН «Атлас» американской Lockheed Martin Corporation. Нужно это было для вывода перспективных пилотируемых кораблей. Именно с этих пор двигатели РД-180 стали наиболее востребованными.

Двигатель имеет возможность многоразового использования. Продуманный менеджмент обеспечил НПО «Энергомаш» практически легендарными надежными сделками с США. В декабре 2012 года был поставлен контракт, обеспечивающий компанию гарантией на производство движков до 2019 года. Все производство сосредоточено в России.

Станет ли новый военный блок США AUKUS альтернативой дряхлеющему НАТО

Неожиданное появление на карте планеты нового военного блока с участием ведущих ядерных держав Запада ставит под вопрос сам смысл существования Североатлантического альянса, показавшего свою неэффективность в операциях последних лет.

ТАЛЛИН, 16 сен – Sputnik Meedia, Аллан Хантсом. Создание в Индо-Тихоокеанском регионе нового военного блока с участием США, Великобритании и Австралии (AUKUS) стало вполне предсказуемым «сюрпризом» в условиях, когда раздувшийся за счет поглощенной Восточной Европы натовский «удав» стал все отчетливей демонстрировать свою вялость в решении текущих боевых задач.

США и Британия расширили подводный ядерный клуб

О рождении на военно-политической карте мира «АУКУСа» стало известно 15 сентября. В новый блок под неофициальным лидерством Вашингтона вошли сами США, а также их проверенные англо-саксонские союзники в лице Великобритании и Австралии.

По словам представителя Белого дома, переданного РИА Новости, появление AUKUS отвечает стратегическим интересам трех стран и интересам продвижения мира и стабильности в Индо-Тихоокеанском регионе. Также было подчеркнуто, что создание нового военного блока не направлено против «какой-то конкретной страны».

Создатели AUKUS решили не ограничиваться формальными заверениями в дружбе и сотрудничестве, а идти сразу «с места в карьер». Первым шагом нового блока станет обмен между его членами передовыми военными технологиями в таких областях, как искусственный интеллект, кибернетическая и подводная системы, а также возможности по нанесению ударов с большого расстояния и защита объектов ядерной инфраструктуры.

Читать еще:  Чем можно заменить 402 двигатель

Практическим следствием такого решения станет оснащение блоком AUKUS австралийского военно-морского флота восемью атомными подводными лодками с обычным вооружением.

А как же НАТО

AUKUS может стать новой «дубиной» коллективного Запада для решения военно-политических задач вместо несколько «подгнившего» изнутри НАТО.

Как показали события в Афганистане, Сирии, Ливии и Ираке, раздувшийся от новых членов и погрязший в бюрократии Североатлантический альянс в последние годы все чаще дает сбои. Взятые НАТО «на балласт» страны Восточной Европы и Прибалтики не слишком усилили блок, зато добавили его руководству фантомной головной боли по обеспечению их безопасности от мнимой российской угрозы.

В США еще при опальном ныне президенте Дональде Трампе стали на официальном уровне высказываться о том, что содержание НАТО слишком дорого обходится американским налогоплательщикам. Совокупные военные траты на операции блока предложили разделить Германии и другим европейским «богачам», однако в Берлине к такой перспективе отнеслись прохладно.

Выслужиться перед американцами поспешила Эстония, власти которой на оборонные расходы стали выделять даже больше стандартных натовских 2% от ВВП, но это, само собой, не слишком увеличило бюджет самого альянса.

Ситуация усугубилась после позорного бегства США и НАТО из Афганистана, заставившего страны ЕС вспомнить про идею создания «евроармии» — самостоятельных единых сил быстрого реагирования Евросоюза. О возможности «стратегической военной автономии» ЕС заговорила даже такой верный, казалось бы, друг США, как президент Эстонии Керсти Кальюлайд.

Не дожидаясь, пока давший течь корабль НАТО окончательно уйдет на дно вместе с членами своей команды, его капитан в лице США подготовил запасной плацдарм – AUKUS. В состав экипажа нового боевого «судна» проявивших малодушие европейцев принципиально не пригласили, взяли только старых проверенных друзей: Австралию и Великобританию, вышедшую из ЕС.

Создание AUKUS позволяет США более эффективно решать военно-политические задачи, сузившиеся с общемировых до региональных после того, как президент Байден пулично объявил об формальном отказе от силовых методов при работе с неугодными американцам режимами.

Кстати, в ряде конспирологических теорий именно Австралию называют резервным плацдармом США и Великобритании в случае глобальной мировой катастрофы типа взрыва американского супервулкана Йеллоустоун или ядерной войны. Туда, дескать, русские и китайские ракеты не полетят ввиду отсутствия в Австралии стратегических объектов.

Как AUKUS французов «побрил»

Версию о том, что созданием AUKUS США и Великобритания демонстративно указали Европе и НАТО, что теперь «их номер восемь – когда надо, тогда и спросим», подтверждает и тот факт, что Австралию заставили отказаться от прежнего контракта со французским военно-промышленным гигантом Naval Group по строительству подводных лодок для нее, заключенным еще в 2017 году.

Стоимость этой сделки оценивалась примерно в 66 миллиардов долларов. Теперь Франции и другим европейцам наглядно показали, что их интересы более не находятся в фаворе у Вашингтона.

«Младенчик» уже показал зубы

Несмотря на заверения США в том, что создание ими нового военного блока не направлено против «какой-то конкретной страны», AUKUS уже прозрачно намекнул Китаю о том, что Пекину теперь придется с этим считаться.

Премьер-министр Австралии Скотт Моррисон в качестве представителя AUKUS успел сразу же после рождения блока провести переговоры с премьер-министрами стран, являющихся традиционными соперниками Китая: индусом Нарендрой Моди и японцем Ёсихидэ Сугой.

Самому Китаю адресовали слова о том, чтобы правительство КНР не расценивало создание альянса AUKUS как «провокационный шаг», что на зеркальном языке «джентльменов от политики» как раз и означает замаскированную дипломатической вежливостью угрозу.

«Это не редкость, когда страны принимают решения, исходя из своих стратегических интересов, и наращивают свой оборонный потенциал», — заявил Моррисон.

Посольство Китая в Вашингтоне в ответ на формирование военного партнерства США, Великобритании и Австралии, в свою очередь, уже призвало эти страны избавиться от ментальности холодной войны и не создавать альянсов, направленных против кого бы то ни было.

Читать еще:  Двигатель ep6 не набирает обороты

Старик Джо опять учудил

Не обошлось и без курьезного конфуза. Президент США Джозеф Байден во время переговоров по созданию AUKUS забыл имя своего союзника и партнера: премьер-министра Австралии Скотта Моррисона.

На презентации инициативы Байден поблагодарил по видеосвязи премьер-министра Великобритании Бориса Джонсона, назвав его по имени, после чего, сделав паузу, глава США повернулся к экрану с Моррисоном, показал на него пальцем и заявил, что хочет поблагодарить и австралийского премьера.

После этого Байден снова на мгновение «завис», а потом находчиво вышел из положения, назвав Моррисона «парнем с противоположной стороны», «приятелем» и «господином премьер-министром». Мастерство, как говорится, не пропьешь, но и старость — не радость!*

* Позиция автора может не совпадать с мнением редакции.

США не выжить в космосе без РД-180: Леонков объяснил незаменимость российских двигателей на американских ракетах

Американская космическая отрасль на сегодня не способна обойтись без российских двигателей, — те разработки, которые имеются в США, в разы уступают отечественным. Об этом рассказал военный эксперт журнала «Арсенал Отечества» Алексей Леонков.

Глава компании Tesla Илон Маск назвал безупречной конструкцию российского двигателя РД-180, который используется на американской ракете-носителе Atlas V.

«Стыдно, что Lockheed Martin и Boeing вынуждены использовать российский двигатель на Atlas. Но конструкция у него безупречна», — написал Маск в своем микроблоге в Twitter.

Atlas V — американская двухступенчатая ракета-носитель среднего или тяжелого класса, ее первая ступень оснащена российским двигателем РД-180 разработки НПО «Энергомаш» им. Глушко, созданным в середине 90-х. В 1996 году право на использование РД-180 приобрела компания General Dynamics. Впервые был использован в 2000 году в качестве первой ступени Atlas IIA-R.

В настоящее время Atlas V изготавливается компанией ULA (United Launch Alliance) в городе Сентенниал (штат Колорадо). Это совместное предприятие Lockheed Martin и Boeing.

Без наших двигателей никак

Алексей Леонков расценивает заявление Маска как в первую очередь политизированное. Маск, говорит эксперт, имеет определенное влияние на аудиторию в Америке, особенно по космическим технологиям.

Но если говорить про двигатели, ситуация такова, что без российских агрегатов американцам не обойтись. У них есть двигатель Merlin, которым пользуется в своих проектах тот же Маск, есть двигатель Blue Origin. Так вот, Blue Origin почти в два раза уступает по техническим характеристикам нашему РД-180, а Merylin — еще сильней, раз в пять, поясняет Леонков.

Американцы уступают

«У американцев был выдающийся конструктор Вернер фон Браун, благодаря которому США создали свою космическую программу. После его смерти отрасль стала испытывать дефицит двигателей. Ракеты Atlas, на которые возлагались большие надежды, пока летают с нашими двигателями, и если их заменить на Blue Origin, количество этих двигателей вырастет в два раза, что определенным образом скажется на работе этой системы, ее надежности», — сказал эксперт, указав, что в области ракетных технологий, создания ракетных двигателей американцы уступают нашим разработчикам.

После определенного периода, когда эта отрасль была у нас в загоне, она возрождается, и то, что происходит, вызывает надежду.

Не делиться технологиями

Впрочем, американцы не кладут яйца в одну корзину, Соединенные Штаты сейчас активно развивают авиационно-космическую составляющую — это дешевле, чем классический запуск ракет-носителей на орбиту. «Для этого не нужны сверхмощные движки, ракета того же Маска сможет потянуть такую систему», — говорит эксперт.

Эксперт указал на важность сохранения технологий и разработок у себя. Сегодня пальму первенства у американцев в космосе по числу запусков перехватил Китай. «Но если мы посмотрим, с помощью чего китайцы запускаются, то увидим, что их технологии основаны на той ракете Союз, которую мы отдали в девяностые со всей документацией», — сказал Леонков.

Читать еще:  Двигателем что и версия volkswagen

В июле глава «Энергомаша» Игорь Арбузов сообщил о подписании нового контракта с американцами, согласно которому в 2020 году планируется поставить в США шесть жидкостных ракетных двигателей РД-180.

Позже, в начале декабря, Арбузов рассказал «Коммерсанту» о поставках двигателей РД-180 и РД-181 в США по расписанию.

«Все обязательства выполняются в сроки, согласованные с нашими партнерами, что их очень сильно удивляет. За все время работы мы отправили в США 113 двигателей. Все пуски, а их было 85 — успешные. На самом деле — это рекорд, достойный «Книги рекордов Гиннеса», — отметил глава компании, добавив, что эти двигатели «являются одной из немногих «ниточек», которые связывают нас с США в высокотехнологичных отраслях».

Внимание, конкурс!

В Соединённых Штатах дан старт программе по замене используемых в американской космической отрасли российских ракетных двигателей на собственные.

Как заявил на пресс-конференции глава Центра космических и ракетных систем ВВС генерал-лейтенант Сэмюел Грейвс, военно-воздушные силы США объявляют конкурс на создание нового американского ракетного двигателя, который должен заменить российский РД-180.

Компании-победительницы получат из бюджета Пентагона на разработку двигателей 160 миллионов долларов.

Проект задуман как частно-государственное партнёрство, в котором компании должны будут покрыть треть его стоимости из своих собственных средств.

Вопрос о замене российских двигателей на американской ракетной технике впервые был поднят с началом украинского кризиса. Власти США сочли, что использование РД-180 при запуске военных и разведывательных спутников представляет угрозу национальной безопасности страны.

Конгресс США принял специальный закон, в котором предусматривалась разработка американского двигателя для замены российского. В законе устанавливался и крайний срок прекращения использования российских двигателей — 2019 год.

Американский консорциум United Launch Alliance (ULA), созданный компаниями Lockheed Martin и Boeing, который и эксплуатирует ракету «Атлас-5» с российским двигателем, сейчас ведёт работы над новой ракетой «Вулкан», которая должна быть оснащена американским двигателем.

Однако специалисты ULA обращают внимание на то, что в поставленные сроки задача может и не быть выполнена. Создание нового надёжного двигателя — процесс сложный, небыстрый, при котором трудно что-либо точно планировать. В этой связи не исключено, что срок прекращения использования российских двигателей будет перенесён.

Запарились

История создания SABRE – это прежде всего история разработки и совершенствования теплообменника, поскольку все завязано на его характеристики. Он должен извлечь из воздуха до 400 МВт тепла, при этом иметь минимальный вес, малые габариты, малое гидравлическое сопротивление (чтобы обеспечить заданный расход хладагента без установки тяжелых насосов), работать в условиях громадного перепада температур и давлений, сохранив целостность на протяжении всего жизненного цикла аппарата, и быть технологичным в изготовлении. По словам Алана Бонда, современные промышленные теплообменники такой мощности имеют вес в 30 раз больше, чем допустимо для применения на борту одноступенчатого космического аппарата (18 т против 600 кг, заложенных в конструкцию SABRE). Ответ, как часто бывает, подсказала природа. Жабры рыб имеют разветвленную систему капилляров, в которых более тонкая сеть трубочек вливается в толстые сосуды. Это оказалось именно тем решением, которое позволяет снизить сопротивление току жидкости при достаточной площади теплообмена. Существующие теплообменники, как правило, имеют набор трубок равного диаметра, в новой же конструкции применяются изогнутые тонкостенные трубки диаметром 0,9 мм с толщиной стенок 30 нм из сплава Inсonel 718, которые соединяют основные трубопроводы большего диаметра. Для изготовления применяется пайка, а отверстия в основных трубопроводах прожигаются лазером. Был изготовлен опытный образец теплообменника, который поместили перед установленным на стенде реактивным двигателем Rolls-Royce Viper. Инженеры провели цикл наземных испытаний, в которых модуль прошел 200 рабочих циклов по 5 минут каждый – больше, чем за планируемый жизненный цикл аппарата Skylon.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector