22350 что с двигателем сатурн
«ОДК — Сатурн» начал серийный выпуск морских агрегатов. Их создали в рамках программы импортозамещения
В конце 2020-го в ПАО «ОДК — Сатурн» (входит в Объединённую двигателестроительную корпорацию Госкорпорации Ростех) произошло важнейшее событие: в ноябре, после завершения квалификационных, предъявительских и приёмо-сдаточных испытаний, компания отгрузила заказчику, Судостроительному заводу «Северная верфь», первый дизель-газотурбинный агрегат М55Р. Поставка второго морского агрегата состоялась в декабре. В чём особенность новой продукции? Какова значимость события? Рассказываем в новом выпуске «Заводных практик».
Отечественная промышленность заместила украинские корабельные двигатели своими, и теперь три фрегата «адмиральской» серии будут достроены для ВМФ России.
Вскоре после государственного переворота в Киеве в 2014 году новый режим на Украине торопливо начал сворачивать все связи с Россией. Прежде всего, в военно-производственной сфере.
Одним из самых болезненных ударов должен был стать отказ поставлять уже законтрактованные по государственной программе вооружений и даже частично изготовленные двигатели для фрегатов проекта 11356. Это знаменитая «адмиральская» серия, построенные и переданные флоту корабли которой блестяще отметились в ходе Сирийской кампании.
Но таковых на данный момент изготовлено только три из шести единиц: «Адмирал Эссен», «Адмирал Григорович» и «Адмирал Макаров». «Адмирал Бутаков», «Адмирал Истомин» остались у стенки, а «Адмирал Корнилов» даже не закладывался. Причина общая — силовых установок для них не было…
Как киевский режим постарался подложить свинью России
Нет никаких обид. При известном напряжении фантазии и если перепутать причину со следствием, Киев можно даже понять.
Но факт есть факт: завод по производству газотурбинных двигателей «Заря — Машкроект» в Николаеве остановил поставку оплаченных Россией силовых установок для оставшейся тройки фрегатов проекта 11356. Для четвертого корабля газотурбинная установка вообще была уже готова, но отгрузку ее заказчику запретили.
В результате заложенный в июле 2013 года «Адмирал Бутаков», строительство и оснащение которого шло по графику и доведено до конца там, где это возможно без двигательной установки в корпусе, стоит в недвижимости. По «Адмиралу Истомину», заложенному в ноябре 2013 года, ситуация та же, разве что в еще менее продвинутом состоянии строительства.
Там монтаж многих агрегатов, особенно связанных с машинным отделением, даже не начинался. Шестой фрегат серии, «Адмирал Корнилов», как сказано, пока даже не закладывался, а подготовленные агрегаты и конструкции были законсервированы из-за невозможности начать постройку.
В принципе, это было справедливо. Это очень убыточно, но очень справедливо. Свою враждебность к России Украина вполне откровенно обозначила, еще находясь в последние годы в составе СССР.
После августа 1991 года эта враждебность вырвалась наружу и уже достаточно скоро, году к 1995, приняла в политическом истеблишменте и интеллигентских элитах открытые формы. Даже президент Кучма счел полезным отметиться книжкой «Украина — не Россия» или что-то в этом роде.
Почему уже тогда не началась интенсивная — какая-то пошла, надо признать, но вялая — работа по избавлению от критически важных производственных связей с этой страной, хотя бы в области ОПК, совсем непонятно.
Так что возможность подложить свинью России, которой закономерно воспользовался Киев, — однозначная вина тех, кто непонятно на что рассчитывал в отношениях с Украиной, свою враждебность обозначившей сразу, еще устами первого своего президента Леонида Кравчука.
«Россия со времен Ющенко резко ускорила перевод всех критических производств на собственные мощности, — напомнил в разговоре с „Царьградом“ один из самых информированных по украинской тематике политических обозревателей Михаил Онуфриенко. — Но после смены власти все слегка расслабились.
Оно ж как всегда — пока гром не грянет, мужик не перекрестится. Но с 2014 года снова завертелось».
Как свинью убрали с дороги
Пока корабли стояли недостроенными в известных кругах, связанных с военно-политическим руководством, конкурировали две идеи: все же дождаться момента, когда на «ОДК-Сатурн» в Рыбинске будет налажено производство собственных газотурбинных корабельных двигателей, или же до тех пор не ждать, а достроить «адмиралов» в интересах Военно-морских сил Индии.
Вероятно, была надежда на то, что индусы выбьют из украинцев достройку турбин, а там уж можно будет договориться с Дели включить их стоимость в контракт с нами и тем самым вернуть заплаченные за не поставленные двигатели деньги.
Собственно, в этом главное значение слов заместителя министра обороны России Юрия Борисова о том, что корабли будут теперь достроены для нашего ВМФ. И куда они пойдут — решил флот.
То есть вопрос с Индией снят. Хотя и не факт, кстати, что она вообще взяла бы эти корабли. Несмотря, как говорится, на…
Но здесь есть еще одно ключевое слово: «теперь». Потому что именно теперь рыбинское предприятие «ОДК-Сатурн» завершило государственные испытания и начало производство трех типов газотурбинных морских двигателей. Это силовые установки «М90ФР» мощностью 27 500 лошадиных сил, «Агрегат-ДКВП» (10 000 л.с.) и «М70ФРУ» (14 000 л.с.).
Разбирать их сравнительные достоинства мы тут не будем, но можно сказать, что двигатели эти совершенно модерновые, делаются с запасом и перспективной и предназначены для весьма широкого спектра кораблей — от судов на воздушной подушке и катеров до корветов и фрегатов. Однако пару деталей назвать можно.
Уже ясно, что КПД и ресурс новых российских турбин превзойдут украинские на 10–15%. Если быть точным, то КПД двигателей «Сатурна» будет на уровне 36% против 32% николаевских агрегатов.
А специалисты знают, что даже один процент на таком уровне означает настоящий технологический рывок. Особенно, если знать, что КПД газотурбинных двигателей вообще ограничен 38 — 40%.
Это достигнуто за счет новых технологических решений, в частности, применения сплавов из кобальта, что само по себе для тех, кто ориентируется в теме, звучит весьма внушающе.
Важно при этом, что новыми двигателями оснастят не только проект 11356, но и проект 22350, то есть многоцелевые фрегаты дальней морской зоны. Тоже «адмиральской» серии, но только корабли там будут называться по именам русских адмиралов уже советской эпохи — Горшкова, Касатонова, Головко, Исакова и так далее — всего 8 кораблей.
Таким образом, зависимость России от поставок украинских морских двигателей окончательно преодолена. И через должное время еще три «адмирала» пополнят состав Черноморского флота, неся на борту ракетные комплексы «Калибр-НК» с крылатыми ракетами 3 М-54ТЭ, многоканальные зенитные ракетные комплексы «Штиль-1», зенитные ракетно-артиллерийские комплексы «Палаш» и разное другое современное и мощное вооружение — на славу нам и страх врагам.
Александр Покровский, Царьград
Создания проекта 22350 и программа строительства
В соответствии со старой классификацией новый корабль создавался как сторожевой корабль, рассчитанный на плавание вдали от основных мест дислокации. Как и прежде разработкой проекта занималось Северное ПКБ – одно из ведущих в данном направлении отечественных предприятий. В 2003 году после доработок и соотношения проектных параметров с техническим заданием проект под номером 22350 был утвержден Высшим военно-морским руководством страны.
В соответствии с государственной программой реализация проекта предусматривала строительство 20 судов подобного типа. На постройку и ввод в строй новых фрегатов отводилось 15-20 лет. Строительство планируется вести на четырех судостроительных заводах: на Балтийском ССЗ, на Калининградском ССЗ «Янтарь», на Северной верфи и на Адмиралтейской верфи в Санкт-Петербурге.
Первый контракт на строительство фрегата проекта 22350 по условиям тендера выиграло ПАО ССЗ «Северная верфь», на мощностях которого был 01 февраля 2006 года заложен головной корабль серии фрегат «Адмирал Горшков». Проблемы с техническим оснащением нового корабля и долгий выбор оптимальной для кораблей этого класса системы вооружения, привели к тому что «Адмирал Горшков» строился более 4-х лет. Спуск корабля состоялся в 29 октября 2010 года, после чего Министерство Обороны подписало с питерскими судостроителями еще два контракта, в 2010 и в 2011 году на постройку 7 кораблей этого проекта.
«Северная верфь» выбрана в качестве единственного и головного предприятия-поставщика кораблей проекта 22350 для отечественного флота. Все заказанные для постройки суда должны вступить в строй не ранее 2020 года. В дальнейшем планируется вести строительство кораблей по усовершенствованному проекту 22350М.
Ввод в строй фрегата «Адмирал Горшков» сильно затянулся. До сегодняшнего дня корабль проходит государственные испытания. С этого момента в истории программы строительства боевых судов этого класса начинаются интересные моменты. Первый корабль серии фрегат «Адмирал Касатонов» заложили в 2009 году, однако его окончательная достройка затянулась еще больше. Только в 2020 году корабль спустили на воду. Ввод в строй корабля ожидался только в 2020 году при условии точного соблюдения всех условий контракта.
На форуме в интернете в те годы активно велась полемика на тему того, что послужило основной причиной такой затяжки ввода в строй новых кораблей. На этот счет имеются расхожие мнения, однако вероятнее всего, основной фактор такого длительного строительства обоих кораблей кроется в неудовлетворенном техническом состоянии основных корабельных узлов и агрегатов.
Сегодня можно найти информацию на форумах, где сообщается, что на головном корабле фрегате «Адмирал Горшков» в ходе заводских испытаний вышла из строя основная двигательная установка. Вместо ремонта на корабль было решено установить аналогичный газотурбинный двигатель, снятый со второго корабля. Вышедший из строя двигатель планировалось отправить на ремонт и доработку, после чего его хотели установить на корабль донор.
Для справки: Основные маршевые двигатели для фрегатов проекта 22350 изготавливало украинское предприятия «Заря». В соответствии с решением РНБО Украины поставка газотурбинных установок для оснащения российских фрегатов прекращена.
Разработка аналогов украинского изделия начата на НПО «Сатурн» и должна полностью вытеснить украинские компоненты из конструкции российских боевых кораблей.
Последние новости за 2020-2016 год сообщают, что головной фрегат проекта 22350 совершил испытательный переход с Балтики на Белое море, пройдя самостоятельно более 2 тыс. морских миль. На полигоне с корабля были осуществлены боевые пуски противокорабельных ракет, проведены испытания зенитно-ракетных комплексов. Ожидается принятие окончательного решения о принятии корабля в состав действующего флота.
Второй корабль из многострадальной серии фрегат «Адмирал Головко» заложили в 2012 году. Судно получило название в честь известного советского флотоводца Арсения Григорьевича Головко и должно продолжить боевые традиции своего предшественника, ракетного крейсера проекта 58 «Адмирал Головко».
Этот боевой корабль, исключенный из состава флота в 2002 году, продолжал нести боевую службу на Черном море более 30 лет. По водоизмещению и типу вооружения эти корабли больше всего напоминают современные фрегаты. На ракетные крейсера, однотипные с «Адмиралом Головко», возлагалась задача выполнения боевых задач и демонстрация флага в разных регионах.
Спуск нового корабля с одноименным названием планируется на 2020 год. Последние новости со стапеля свидетельствуют о том: корабль имеет готовность только 50%. К тому же поставка газотурбинной двигательной установки НПО «Сатурн» в указанные сроки находится под вопросом.
Третий корабль серии «Адмирал Флота Советского Союза Исаков» заложен на Северной верфи в ноябре 2013 года. Как и с предыдущими судами проекта 22350 вопрос своевременного ввода боевой единицы в строй находится под вопросом.
Описание конструкции
Фрегаты проекта 22350 предназначены для ведения боевых действий против надводных кораблей и подводных лодок в океанских и морских районах, а также для отражения атак средств воздушного нападения как самостоятельно, так и в составе соединения кораблей.
Корпус
Фрегаты проекта 22350 – корабли с протяженным полубаком и сплошной надстройкой, выполненной с использованием композитных конструкционных материалов на основе поливинилхлорида и углеродных волокон (композитные материалы обеспечивают снижение уровня вторичного радиолокационного поля корабля посредством поглощения и рассеивания радиоволн – технология stealth). Физические поля фрегата минимизированы.
Кормовая оконечность – транцевая. Форма обводов корпуса и острый клиперский форштевень должны обеспечить кораблям проекта 22350 хорошие мореходные качества. Двойное дно располагается на протяжении большей части корпуса (от носовых отсеков с боезапасом вплоть до машинного отделения и кормового подзора).
На корабле предполагается установить новые успокоители качки с неубирающимися рулями, что позволит уменьшить объёмы занимаемые этими механизмами. Мореходность корабля должна обеспечивать применения вооружения и техники без ограничений при работающем успокоителе качки на волнении моря до 4-5 баллов.
Энергетическая установка и ходовые качества
На корабле применена дизель-газотурбинная установка типа CODAG состоящая из двух дизель-газотурбинных агрегатов ДГТА-М55Р, включающих в себя:
- два газотурбинных двигателя 4-го поколения М90ФР / ДА91 мощностью по 27200 л.с. / 27500 л.с. полного хода, которые размещены в носовом машинном отделении, совместной разработки НПО «Сатурн» (г. Рыбинск, Россия) и НПП «Зоря-Машпроект» (г. Николаев, Украина).
- два дизельных двигателя 10Д49 экономического хода мощностью по 5200 л.с. производства ОАО “Коломенский завод” (г. Коломна, Россия) с двухскоростными редукторными передачами, которые размещены в кормовом машинном отделении;
- редуктора РО55Р, который обеспечивает раздельную работу дизелей и турбин, производства ГП НПКГ «Зоря» – «Машпроект» (г. Николаев, Украина);
- системы автоматического управления «Метель-55», разработанной ОАО «Концерн «НПО «Аврора» (г. Санкт-Петербург, Россия).
Запасы топлива на корабле обеспечивают ему дальность плавания 4 000 миль при скорости экономичного хода 14 узлов.
Вспомогательное оборудование
На корабле установлено четыре дизель-генератора АДГ-1000НК производства Уральского дизель-моторного завода (УДМЗ).
Экипаж и обитаемость
На минувшей неделе появилась ясность, как именно будет достраиваться вторая тройка фрегатов проекта 11356, строительство которых на заводе «Янтарь» было остановлено из-за отсутствия энергоустановок, поставлявшихся ранее Украиной.
Хороший повод оценить текущую ситуацию с оснащением строящихся фрегатов газотурбинными двигателями.
История вопроса
Для начала немного истории. В конце 1980-х годов Советский Союз считался одной передовых стран в области создания морских газотурбинных двигателей (ГТД). СССР первым в мире начал серийное строительство кораблей с ГТД. Конструкторский и производственный центр морского газотурбостроения располагался в украинском Николаеве.
После распада Союза энергетические установки николаевского предприятия «Зоря» – «Машпроект» успешно устанавливались на российские корабли. Ситуация изменилась после событий 2014 года, когда на экспорт в РФ был введён запрет. Среди пострадавших оказались фрегаты «адмиральских» серий, на которые оборудование не было поставлено в полном объёме. В ожидании ГТД на стапелях калининградского завода «Янтарь» замерли три фрегата проекта 11356, на петербургской Северной верфи – два фрегата проекта 22350.
Чтобы преодолеть зависимость от соседней страны и достроить корабли, была запущена программа импортозамещения, реализацией которой в части морских ГТД занялось рыбинское ПАО «ОДК – Сатурн».
Надежда из Рыбинска
Первые результаты появились в 2017 году, когда в присутствии президента России Владимира Путина был запущен сборочно-испытательный комплекс корабельных газотурбинных агрегатов.
По данным «ОДК – Сатурн», работа по морской тематике ведётся по нескольким направлениям, одно из которых – освоение серийного производства ГТД М90ФР мощностью 27500 л. с. Ожидается, что именно эти двигатели должны пойдут в качестве форсажных на строящиеся фрегаты проекта 22350 «Адмирал Головко» и «Адмирал Исаков». В качестве маршевых на этих кораблях используются дизельные двигатели Коломенского завода.
Строительство фрегата проекта 22350 «Адмирал Головко» / Фото: ТГД
Опытные и опытно-поставочные газотурбинные двигатели «ОДК – Сатурн» изготовил в 2017 году. В сентябре 2018 года вице-премьер Юрий Борисов официально объявил о завершении испытаний и преодолении зависимости от украинских двигателей. Однако о поставке отечественных ГТД на фрегаты проекта 22350 пока ничего не известно.
Неконфликтное решение
Зато под конец 2018 года разрешилась проблема с двигателями для фрегатов проекта 11356. Здесь газовые турбины используются и в качестве маршевых, и в качестве форсажных двигателей. Решение для трёх кораблей, строящихся в Калининграде, пришло из Индии, куда были проданы фрегаты. Как пишет «Интерфакс» со ссылкой на представителя завода «Янтарь», на фрегаты «Адмирал Бутаков» и «Адмирал Истомин» будут установлены энергоустановки украинского производства, ранее не поставленные в Россию. Оставшийся третий фрегат – «Адмирал Корнилов» будет отправлен на достройку в Индию.
Эту информацию подтвердил в недавнем интервью каналу «Звезда» президент ОСК Алексей Рахманов. По его словам, проблему с иностранными партнёрами можно будет решить, поскольку продукция будет изготавливаться исключительно для Индии.
Высказался глава ОСК и о созданном аналоге украинского ГТД – М90ФР: «По результатам испытаний мы получили некий прирост по коэффициенту полезного действия. С точки зрения затрат — пока мы получили продукт несколько дороже украинского, но при этом, если брать программу целиком, она получается экономически эффективной и выгодной».
ГТД М90ФР / Фото: ОДК – Сатурн
Под «программой», по всей видимости, имеется в виду продолжение серии фрегатов проекта 22350 или его модификации. Как раз недавно Минобороны анонсировало активное строительство кораблей дальней морской зоны.
Так что теперь за результатами работы «ОДК-Сатурн» отрасль будет смотреть с удвоенной надеждой. Впрочем, как показывают комментарии к недавней статье ТГД про высокобортные дизели, ситуация на местах может несколько отличаться от официальной версии. К тому же, помимо запуска серийного производства двигателей, потребуется решать вопросы сервисного обслуживания.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
«Адмиральские» двигатели
В состав агрегата М55Р помимо газотурбинного двигателя М90ФР максимальной мощностью 27,5 тыс. л. с. входят дизель 10Д49 мощностью 5,2 тыс. л. с., редуктор РО55Р и системы управления.
Первый морской газотурбинный дизель будет установлен на третьем фрегате проекта 22350 «Адмирал Исаков», так как «Адмирал Горшков» и «Адмирал Касатонов» были построены с зарубежными силовыми установками.
Всего в рамках проекта 22350 планируется построить десять кораблей.
«Адмирал Горшков» и «Адмирал Касатонов» вошли в состав Северного флота, «Адмирал Головко» готовится к испытаниям, ещё пять фрегатов находятся на разных стадиях строительства.
Фрегаты проекта 22350, головным кораблём которого является «Адмирал Горшков», предназначены для поражения надводных и подводных кораблей, конвоев и десантных отрядов, наземных объектов, а также для осуществления противовоздушной, противолодочной и противоракетной обороны кораблей и судов.
На вооружении фрегатов данной серии стоят 130-мм артиллерийская установка А-192, зенитный ракетный комплекс «Полимент-Редут», пусковые установки для противокорабельных ракет «Оникс» или «Калибр», противолодочный комплекс «Пакет-НК». Кроме того, на борту корабля размещается противолодочный вертолёт Ка-27.
Длина корабля составляет 135 м, водоизмещение — около 5 тыс. тонн. Корабль может развивать скорость до 29 узлов. Его автономность — 30 суток, дальность плавания — 4,5 тыс. миль.
Замещенная Украина
В прошлом году генеральный конструктор ОДК Юрий Шмотин заявил, что корпорация закрыла потребность в двигателях для кораблей ВМФ России, которые ранее производились на украинских предприятиях.
«ОДК выполнила работы по заказу Минобороны на разработку базовых газотурбинных двигателей для ВМФ России от восьми тысяч до 25 тысяч лошадиных сил. Это двигатели семейства М70 для кораблей класса «Зубр» и «Мурена» на воздушной подушке, а также долгожданный двигатель M90FR для кораблей проектов 22350 и 20386 », — сказал тогда Шмотин.
До 2014 года Россия была основным заказчиком продукции ПАО «Мотор Сич» (Запорожье) и ГП НПКГ «Заря-Машпроект» (Николаев). Эти предприятия ежегодно поставляли десятки двигателей для нужд армии и флота России.
В 2015 году Киев полностью разорвал военно-техническое сотрудничество с Москвой и тем самым разрушил связи, существовавшие со времен СССР. Украина выполнила контракты, заключенные с российскими партнерами до 2015 года, но отказалась подписывать новые соглашения даже по продукции двойного назначения.
После срыва военно-технического сотрудничества с Киевом перед российской стороной встала проблема обеспечения боевых кораблей газотурбинными двигателями.
Временно приостановлено строительство трех вторых фрегатов проекта 11356, двигатели для которых были произведены на украинском заводе «Заря-Машпроект».
ФМБА объявил о начале клинических испытаний вакцины против covid
Производство отечественных судовых газотурбинных двигателей решено на заводе «ОДК-Сатурн». С 2014 по 2017 год компания проводила опытно-конструкторские работы по силовым установкам М90ФР (они используются на фрегатах проекта 22350), «Агрегат-ДКВП» и М70ФРУ-П2.
В сентябре 2018 года вице-премьер Юрий Борисов объявил, что Россия наконец заменила украинские электростанции в своей авиационной и морской технике.
«Новый вызов для Пентагона»: хватит ли у ВМС США 500 кораблей и подводных лодок, чтобы сдержать Россию и Китай?
В течение следующих 25 лет ВМС США намерены увеличить количество кораблей и подводных лодок до 500 единиц. Об этом…
«Вопрос зависимости от поставок из Украины закрыт и окончательно закрыт. Все болевые точки, которые мы действительно пережили в 2014 году, пройдены. В основном это были двигатели для вертолетов компании «Мотор Сич» и турбинные установки, коробки передач для кораблей классов «корвет» и «фрегат», — отметил Борисов.
Борисов добавил, что предприятия украинского ОПК пострадали от разрыва сотрудничества с Россией.
«Они потеряли эти рынки сбыта, я не знаю, как им удалось их заменить. Вопрос замены украинской продукции ВПК для России закрыт, такого вопроса больше нет », — сказал вице-премьер.
Тот факт, что российским конструкторам и инженерам удалось создать с нуля в относительно короткие сроки, демонстрирует высокий технологический задел страны, отметил военный эксперт, полковник в отставке Виктор Литовкин.
«Теперь России не будут нужны ни украинские двигатели, ни другие комплектующие из других стран. Кроме того, один за другим с конвейера будут сходить российские корабли, поставка которых была приостановлена ВМФ России и на которых стояли украинские двигатели. Россия усилит Черноморский, Северный, Тихоокеанский и Балтийский флот », — подчеркнул эксперт.
СССР был одним из лидеров по производству газотурбинных двигателей для кораблей, но после распада Союза эти компетенции были утрачены, пояснил в беседе с RT доктор военных наук, капитан 1 ранга в отставке Константин Сивков.
«Поставка нового судового двигателя — большой успех для России. Ранее Украина разорвала отношения с РФ, прекратила поставки двигателей, что привело к задержке строительства новейших российских боевых газотурбинных кораблей. Сейчас Россия практически не зависит от внешних поставщиков производства силовых установок, что позволит ВМФ развиваться ускоренными темпами », — заключил эксперт.